Падение спроса на противогепатитные препараты, причем без какой-либо возможности на возвращение к прежним супердоходам, принуждает руководство «Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences) к безотлагательному принятию каких-либо кардинальных решений. И, очевидно, выходом станет покупка сторонних компаний или их активов.
Джон Миллиган (John Milligan), исполнительный директор «Гилеад», попытался прояснить, какие именно направления развития интересуют его предприятие: а именно, онкология, воспаление, неалкогольный стеатогепатит. И в любом случае необходимо увеличить выручку.
По мнению топ-менеджера, даже без учета, возможно, высоких сумм далеко не каждая компания согласится себя продать. Опять же закрытие сделок такого рода, как показывает недавняя практика, занимает больше года.
Вот почему, как полагают отраслевые наблюдатели, неправдоподобно ожидать от «Гилеад» крупных поглощений — скорее всего, будет осуществлен ряд партнерских соглашений и сотрудничеств, которые позволят быстро обогатить фармацевтический конвейер.
В 2016 году антивирусные препараты заработали для «Гилеад» 27,7 млрд долларов против 30,2 млрд долларов в 2015-м. Особенно заметно падение продаж лекарств против хронического вирусного гепатита C — «Совальди» (Sovaldi, софосбувир), «Гарвони» (Harvoni, ледипасвир + софосбувир) и «Эпклюза» (Epclusa, софосбувир + велпатасвир), которые принесли 14,8 млрд долларов; в 2015-м доход от их торговли составил 19,1 млрд долларов. Часть потерь удалось скомпенсировать за счет роста реализации медикаментов против ВИЧ/СПИДа, объем спроса на которые вырос с 11,1 до 12,9 млрд долларов.
Динамика доходов «Гилеад» стремится к снижению. Если в 2015 и 2016 гг. заработок от продаж препаратов составил 32,15 и 29,95 млрд долларов, то 2017-й, как прогнозируется самой компанией, закроется в пределах 22,5–24,5 млрд долларов, тем самым вернувшись на уровень 2014 года. При этом спрос на противогепатитные лекарства упадет до 7,5–9 млрд долларов.
Попутно на ВИЧ/СПИД-франшизу «Гилеад» наступает «Виив хелскеа» (ViiV Healthcare), три четверти которой принадлежат «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline). Компания желает совершить своего рода революцию в секторе высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ), предлагая избавиться от классических схем: вместо трех-четырех медикаментов можно будет с успехом применять всего два. В свою очередь «Гилеад», сомневающаяся, что удастся легко изменить сложившуюся парадигму лечения, поделилась собственным трехкомпонентным подходом.