Против «Майлан» (Mylan) подан групповой иск, обвиняющий ее в нарушении закона «О борьбе с организованной преступностью и коррупцией». Истцы полагают, что компания прибегала к скидкам, а по существу «выплатам под столом», адресованным посредникам между страховыми компаниями, аптеками и производителями лекарств (PBM, pharmacy benefit manager), чтобы те создали благоприятные условия для спроса на «ЭпиПен» (EpiPen, эпинефрин) — автоинъектор синтетического адреналина. В итоге расходы «Майлан» увеличились, и, чтобы их компенсировать, цена по прейскуранту на «ЭпиПен» серьезно выросла, тем самым ударив по кошельку потребителей.
Утверждается, что «Майлан», будучи фактически монополистом рынка эпинефрина, вступила в сговор с тремя ведущими PBM: Express Scripts, CVS Health и OptumRx (в составе UnitedHealth Group) — впрочем, в качестве ответчиков никто из них не называется. Искомые PBM контролируют 80% системы распределения лекарств в Соединенных Штатах.
Так, Кристина Коллмейер (Christina Kollmeyer), один из трех истцов, сообщила, что если в 2016 году набор из двух автоинъекторов «ЭпиПен» обходился ей в 313,38 долларов, то в январе 2017-го он уже стоил вдвое больше — 735,09 долларов. Факт выступает доказательством того, что пациенты, страховой план которых предусматривает высокую безусловную франшизу (deductible), страдают от роста цен сильнее всего. Согласно статистике Kaiser Family Foundation, среди всех работающих и застрахованных граждан США таких насчитывается 29%; в 2011 году их было 17%.
Кроме того, пациенты, страховка которых предполагает участие в разделении расходов (copay), аналогично сталкиваются с увеличением расходов. По оценкам специалистов, ежегодные траты на «ЭпиПен» застрахованных клиентов более чем удвоились за семь лет.
Истцы заявляют, что «Майлан» преднамеренно вводит общественность в заблуждение, позиционируя себя «жертвой» коррупционной системы здравоохранения, дабы снять какую-либо ответственность со своей порочной практики взвинчивания цен.
В январе Федеральная торговая комиссия США (FTC) отправила в адрес «Майлан» предварительный запрос о действиях компании в отношении «ЭпиПен». Среди вопросов регулятора был и связанный с инициативами, монопольно препятствующими конкурирующей «Тева фармасьютикал индастриз» (Teva Pharmaceutical Industries) в получении разрешения на генерическую версию «ЭпиПен».
В декабре 2016 года появился вариант «ЭпиПен» с ценой, сниженной вдвое — до 300 долларов.
В октябре «Майлан» впаяли штраф в 465 млн долларов за то, что она преднамеренно и ложно позиционировала «ЭпиПен» не брендовым, а дженериковым продуктом, тем самым получив право выдавать меньшую скидку (13%, а не 23%) в рамках закупки автоинъектора государственной программой Medicaid — федеральной системой медицинской помощи малоимущим.
В сентябре Хизер Бреш (Heather Bresch), исполнительному директору «Майлан», пришлось предстать перед Палатой представителей Конгресса США, чтобы дать объяснения, почему за девять лет стоимость пары автоинъекторов с копеечным синтетическим адреналином выросла в семнадцать раз — с 90,28 до 608,62 долларов. Об этом «Мосмедпрепараты» подробно рассказывали в статье — «Mylan и „ЭпиПен“: где корень зла».
Истцы представлены юридической фирмой Hagens Berman — той самой, которая в январе подала в суд на «Санофи» (Sanofi), «Ново Нордиск» (Novo Nordisk) и «Илай Лилли» (Eli Lilly), обвинив их в ценовом сговоре с PBM на инсулины во имя извлечения сверхприбылей за счет потребителей. Было сказано, что компании незаконно извлекают доходы от растущего спреда между прейскурантными (розничными) ценами на свои противодиабетические медикаменты и их «настоящей» (оптовой) стоимостью, объявленной для PBM.