«Пфайзер» (Pfizer) рассматривает возможность продажи или отделения бизнеса потребительских медикаментов и товаров. Решение о полном либо частичном избавлении от этого направления деятельности будет принято в следующем году.
По словам Иена Рида (Ian Read), председателя правления и исполнительного директора американского фармацевтического гиганта, несмотря на сильную связь безрецептурного и рецептурного департаментов, между ними существует явное различие, вот почему имеет смысл развивать их отдельно, дабы прийти к полной реализации потенциалов каждого.
Инициатива отражает желание «Пфайзер» сконцентрировать силы на рецептурных лекарствах. Не исключено, компания собирает деньги на грядущую крупную покупку. Согласно оценкам отраслевых наблюдателей, продажа актива может принести сумму в диапазоне 11,8–13,9 млрд долларов.
Потребительский бизнес «Пфайзер» представлен такими брендами, как витаминно-минеральные комплексы «Центрум» (Centrum), кальциевые добавки «Калтрейт» (Caltrate), анальгетики «Адвил» (Advil), бальзамы для губ «Чапстик» (ChapStick) и множеством других. В прошлом году доходы здесь составили 3,4 млрд долларов.
Портфель потребительских продуктов «Пфайзер» получила в составе приобретенной в 2009 году «Уайет» (Wyeth) за 68 млрд долларов. До этого в руках фармгиганта находилось аналогичное направление, которое в 2006 году купила «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson), выложившая 16,6 млрд долларов.
Другие игроки фармотрасли вроде «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline), «Байер» (Bayer), «Санофи» (Sanofi) и «Перриго» (Perrigo), напротив, занимаются усилением потребительского бизнеса. Очевидно, борьба за актив «Пфайзер» окажется нешуточной: он очень интересен компаниям вроде «Рекитт Бенкизер» (Reckitt Benckiser), «Нестле» (Nestlé) и «Проктер энд Гэмбл» (Procter & Gamble).
Тем временем «Мерк КГаА» (Merck KGaA) решила всё же покончить с безрецептурными лекарствами: несмотря на то что в 2016 году доходы от этой деятельности вышли к 860 млн евро, предполагается столкновение с внутренними ограничениями, которые не позволят масштабировать департамент должным образом.
«Пфайзер» располагает должной экспертизой по выводу активов. Так, в 2012 году «Нестле» купила у нее пакет продуктов детского питания, а в 2013-м было выделено ветеринарное подразделение, ставшее самостоятельной компанией «Зоэтис» (Zoetis) с текущей рыночной стоимостью в 32 млрд долларов.
Долгие годы витали слухи, мол, «Пфайзер» разделится на два предприятие: одно займется исключительно новейшими и находящимися под патентной защитой лекарствами, второе сфокусируется на устаревших препаратах, а также дженериках и биосимилярах. В сентябре 2016 года была поставлена точка всем досужим разговорам: рыночная стоимость целостной компании и суммарная оценочная стоимость подразделений сравнялись — разделяться нет смысла.