В апреле немецкая «Штада арцнаймиттель» (Stada Arzneimittel), один из немногих остававшихся независимыми европейских производителей дженериков, договорилась о собственной продаже за 5,32 млрд евро (6 млрд долларов). Покупателями выступили частные инвестиционные компании — американская Bain Capital и британская Cinven.
Однако сейчас стало известно, что соглашение сорвалось: 65,52% акционеров «Штада» согласились на продажу своих акций по 66 евро за штуку (49% премиальных сверху) — не хватило 2% голосов, чтобы заручиться поддержкой нужным для закрытия сделки числом держателей ценных бумаг, даже заблаговременно сниженным до 67,5% с пороговых 75,0%.
По мнению «Штада», настроения ее инвесторов, пожелавших сохранить бизнес в своих руках, отражают уверенность в выбранной компанией стратегии развития. Так, ранее была запущена масштабная программа снижения затрат за счет оптимизации рабочих процессов, сокращения расходов, пересмотра логистики и закупок, а также уменьшения себестоимости продукции посредством развертывания целостной производственной системы. В 2019 году компания наметила выйти на 570–590 млн чистой прибыли EBITDA.
Вместе с тем, согласно осведомленным источникам, приблизительно 27% акций «Штада» находится во владении частных инвесторов, многие из которых являются обычными людьми, зачастую пожилого возраста. Немудрено, что они могли попросту проигнорировать либо забыть ответить на письма из банков-депозитариев.
12% акций обслуживают индексные фонды, которые не могут распоряжаться их судьбой самостоятельно — лишь после успешного завершения сделки. Это также осложнило работу по продаже «Штада».
Покупатели, разумеется, повторно выступят с предложением, причем говорить о росте его суммы, которая сейчас в 14 раз превышает чистую прибыль EBITDA «Штада» за 2016 год, не приходится. А вот порог акционерного одобрения будет еще раз понижен. Следует понимать, что слишком сильное уменьшение последнего осложнит усилия по получению кредита на финансирование сделки, поскольку, согласно немецкому кодексу правил проведения поглощений, требуется владеть не менее 75% компании для полного доступа к ее финансовым средствам, чтобы затем можно было воспользоваться ими для возврата займа.
Вряд ли кто-либо из других участников аукциона по продаже «Штада» — инвестиционные Advent International, Permira, CVC Capital Partners и GIC и фармпроизводители «Шанхай фармасьютикалс холдинг» (Shanghai Pharmaceuticals Holding), «Шанхай Фоусан фармасьютикал» (Shanghai Fosun Pharmaceutical), «Майлан» (Mylan), «Мерк и Ко» (Merck & Co.) — захочет вновь этим заниматься.
2017 год «Штада» намеревается закрыть с доходом в пределах 2,28–2,35 млрд евро и чистой прибылью EBITDA — 430–450 млн евро.