Рост фармацевтических продаж в Китае продолжит опережать Европу и США, полагает Джо Хименес (Joe Jimenez), исполнительный директор «Новартис» (Novartis). Тенденция наблюдается без оглядки на экономический спад на материке, сдерживающее влияние на лекарственные цены, а также законодательные неприятности после коррупционного скандала в «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline).

По мнению главы швейцарского фармгиганта, в ближайшие десять лет у Китая есть все возможности стать основной движущей силой для мировой фармации.

Заявление сделано накануне открытия новой научно-исследовательской площадки в Шанхае, в которую «Новартис» вложила 1 млрд долларов. Объект стал третьим после центров НИОКР фирмы в Базеле и Кембридже.

Международные фармацевтические компании сталкиваются с рядом препятствий в Китае, включая жесткие правила ценообразования на брендированные генерические препараты и рост расходов на проведение мероприятий в соответствии с законодательством. И всё же страна остается ключевой для глобальных игроков.

Быстро растущий средний класс и многочисленное стареющее население фактические гарантируют сильный спрос на лекарственные препараты, причем на многие годы вперед. В течение 35 лет в Китае станет на 200 млн больше людей в возрасте 65 лет и старше — в итоге количество стариков составит не менее 340 млн человек. Это сравнимо с общей численностью населения Соединенных Штатов.

Между тем западные игроки вынуждены сдерживать аппетиты, поскольку Китай пытается реформировать коррумпированную госпитальную систему: до недавних пор больницы смело накручивали собственные проценты на реализуемые препараты, а также требовали у желающих с ними сотрудничать внесения внушительных депозитов.

Кроме того, приходится менять маркетинговые практики, дабы избежать штрафов, причем не только выставленных в Китае, но и другими мировыми регуляторами. Так, в марте «Новартис» согласилась выплатить 25 млн долларов для урегулирования претензий американской Комиссии по ценным бумагам и биржам, которая обвинила компанию в подкупе китайских врачей.