Wave Life Sciences: инновационные олигонуклеотиды против неврологических заболеваний

Придумано, как создавать весьма эффективные лекарства против серьезных патологий центральной нервной системы.

Изображение: petarg/Shutterstock.

«Такеда фармасьютикал» (Takeda Pharmaceutical) организовала партнерство с «Вейв лайф сайенсиз» (Wave Life Sciences), намереваясь разработать и вывести на рынок новые лекарственные соединения для терапии заболеваний центральной нервной системы: болезни Гентингтона, бокового амиотрофического склероза, лобно-височной деменции, спиноцеребеллярной атаксии типа 3 (болезнь Мачадо — Джозефа).

Японский фармгигант заплатит авансом 110 млн долларов наличными, купит акций «Вейв лайф» на 60 млн долларов и на протяжении четырех лет инвестирует не менее 60 млн долларов в научно-исследовательские работы. Доходы от реализации готовых препаратов будут разделяться пополам. У «Такеда» также есть возможность подключения к другим шести доклиническим ЦНС-программам, включая болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона. Если все они выйдут на рынок, «Вейв лайф» получит свыше 2 млрд долларов наличными плюс роялти.

Экспертиза «Вейв лайф» связана с препаратами на основе нового класса олигонуклеотидов. Заявлено, что все существующие лекарственные соединения в рамках данной модальности, будь-то антисмысловые олигонуклеотиды, РНК-интерференционные (RNAi), микроРНК, корректирующие сплайсинг, пропускающие экзон и прочие, характеризуются одним важнейшим недостатком — хиральностью. В ходе химического синтеза олигонуклеотидов получается стереоизомерическая смесь из сотен тысяч различных версий готовой молекулы, каждая из которых идет с собственным уникальным фармакологическим профилем. Олигонуклеотиды гораздо крупнее и сложнее, нежели традиционные низкомолекулярные соединения, — и атомы рады стараться прикреплять по всей длине модифицированных коротких фрагментов ДНК или РНК в совершеннейшем разнобое: то в лево-, то в правосторонней конфигурации.

«Вейв лайф» разработала стереохимическую платформу, позволяющую синтезировать олигонуклеотиды с рациональным дизайном в отношении желаемой стереоизомеризации. Подобный контроль наделяет итоговые лекарственные соединения положительными характеристиками, обеспечивающими безопасность применения, высокую эффективность, длительное терапевтическое воздействие.

Экспериментальный конвейер «Вейв лайф сайенсиз» (Wave Life Sciences).

Так, экспериментальные олигонуклеотиды WVE-210201 с «чистой стереохимией» в 71–168 раз сильнее восстанавливают синтез дистрофина в сравнении с «Эксондис 51» (Exondys 51, этеплирсен), который «Сарепта терапьютикс» (Sarepta Therapeutics) продвигает среди пациентов с мышечной дистрофией Дюшенна, поддающейся корректировке путем пропуска экзона 51. Более того, если стандартные олигонуклеотиды стремятся к накоплению в печени и почках, то предлагаемые «Вейв лайф» элиминируются из организма куда как быстрее.

Реализована высокая избирательность таргетирования нарушенных или промотирующих заболевание протеинов. К примеру, WVE-120101 и WVE-120102, предназначенные для терапии болезни Гентингтона, нацелены на коррекцию одиночных нуклеотидных полиморфизмов (SNP) мутантного гена гентингтина (mHTT): rs362307 (SNP-1) и rs362331 (SNP-2) соответственно — приблизительно 70% пациентов несут мутантный аллель SNP-1, SNP-2 или оба. Результирующие олигонуклеотиды выполняют нокдаун только мутантного гена, не влияя на здоровый.

«Вейв лайф» была основана в 2013 году в результате слияния двух небольших биотехнологических стартапов: американского «Онтории фармасьютикалс» (Ontorii Pharmaceiticals) и японского «Кайралджен» (Chiralgen). На биржу NASDAQ предприятие вышло в ноябре 2015 года, собрав 102 млн долларов в ходе первичного размещения акций (IPO).