«Мерк и Ко» (Merck & Co.) уведомила о положительных результатах клинических исследований DRIVE-FORWARD (NCT02275780) фазы III препарата-кандидата доравирина (doravirine). Экспериментальный ненуклеозидный ингибитор обратной транскриптазы (NNRTI) добрался до первичной конечной точки, выраженной в пропорции пациентов, достигших уровня вирусной нагрузки менее чем 50 копий РНК ВИЧ-1 на миллилитр после 48 недель терапии.
Эффективность молекулы сравнивалась с дарунавиром, подкрепленным ритонавиром (DRV+r), притом что в обоих случаях назначались комбинации тенофовира дизопроксила фумарата/эмтрицитабина (TDF/FTC) либо абакавира/ламивудина (ABC/3TC). Пациенты числом 769 человек, прежде не лечившие ВИЧ, продемонстрировали эффективность на уровне 83,8% для доравирина и 79,9% для DRV+r. Рост количества T-лимфоцитов CD4+ в среднем составил 193 и 186 клеток/мм3 соответственно. Кроме того, в группе доравирина зафиксирован существенно более низкий уровень холестерина липопротеинов низкой плотности натощак — маркер побочных эффектов для некоторых антиретровирусных препаратов.
Доравирин, если будет одобрен, нанесет удар по «Презиста» (Prezista, дарунавир): на этом ингибиторе протеаз «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson) заработала в прошлом году 1,85 млрд долларов.
Более того, доравирин должен подмять такие широко применяемые ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы, как эфавиренз и рилпивирин, которые уже демонстрируют свой возраст, что проявляется в резистентности к ним некоторых штаммов ВИЧ, а потому они не входят в число препаратов первой линии. Доравирин, как утверждается, характеризуется гораздо более безопасным профилем, чем пресловутый эфавиренз.
Да, ВИЧ вполне можно вести доступными медикаментами, но никуда не исчезла необходимость в новых, способных обойти ограничения существующих лекарств, включая эффективность, дозировку и переносимость. Если доравирин сумеет справиться с резистентными к другим ненуклеозидным ингибиторам обратной транскриптазы штаммами вируса, его продажи достигнут 250 млн долларов к 2020 году при условии одобрения в 2018 году в США и на других рынках.
Сейчас «Мерк и Ко» играет вторые роли в секторе ВИЧ, уступая доминирующим «Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences) и «Виив хелскеа» (ViiV Healthcare), тремя четвертями которой владеет «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline). В руках компании находится только один разрешенный препарат — ингибитор переноса цепи интегразой «Исентресс» (Isentress, ралтегравир). В прошлом году он заработал 1,4 млрд долларов, но начинает сдаваться под натиском более свежих решений.
На конвейере «Мерк и Ко» присутствует очень перспективная молекула, способная взорвать рынок. MK-8591, будучи нуклеозидным ингибитором транслокации обратной транскриптазы (NRTTI), позволяет контролировать репликацию вируса на протяжении десяти дней после всего лишь одной пероральной дозы. Парентеральная рецептура продлевает этот срок до шести месяцев.