Казалось бы, препаратов для терапии рассеянного склероза на рынке собрано предостаточно. Их ассортимент охватывает множество лекарственных средств, разнящихся по своей эффективности, спектру побочных реакций, наличия в продаже и стоимости. И всё же, как выяснилось, пациенты не стремятся поскорее приступить к лечению этого демиелинизирующего заболевания, которое характеризуется прогрессирующей инвалидизацией и нарастающей атрофией головного мозга.
Электронный опрос, проведенный в июле-августе 2015 года, затронул 1075 пациентов с рецидивирующе-ремиттирующим рассеянным склерозом (RRMS), проживающих в Австралии, Великобритании, Канаде, Испании, Италии, США и Франции — благополучных с позиций равно как системы здравоохранения в целом, так и обеспечения медицинскими услугами своих граждан.
Пропорции лекарственных средств, к которым когда-либо обращались анкетируемые, таковы:
- интерферон бета-1a: 62,6%;
- «Копаксон» (Copaxone, глатирамера ацетат): 43,9%;
- интерферон бета-1b: 24,7%;
- «Текфидера» (Tecfidera, диметилфумарат): 21,2%;
- «Тизабри» (Tysabri, натализумаб): 15,8%;
- «Гилениа» (Gilenya, финголимод): 14,8%;
- «Абаджио» (Aubagio, терифлуномид): 5,8%;
- пэгинтерферон бета-1a: 3,5%;
- «Новантрон» (Novantrone, митоксантрон): 3,2%;
- «Ритуксан»/«Мабтера» (Rituxan/MabThera, ритуксимаб): 2,5%;
- «Лемтрада» (Lemtrada, алемтузумаб): 2,0%.
На момент опроса указанный разброс стал более сфокусированным, сместившись в сторону основной пятерки медикаментов: любые из интерферонов (22,3%), глатирамера ацетат (19,2%), диметилфумарат (15,6%), финголимод (10,7%) и натализумаб (8,2%). Большинство пациентов (86%) следуют курсом препаратов, изменяющих течение рассеянного склероза (ПИТРС); 14% не лечатся в принципе.
67,6% респондентов сообщили, что врач-невролог отрекомендовал незамедлительно начать прием ПИТРС, однако лишь 38,6% пациентов последовали назначению доктора. Показательна длительность времени, в течение которого больные откладывали лечение: у 51% отсрочка составляла два года и более, у 31% лежала между одним и двумя годами, у 18% захватила менее одного года.
Отказываясь начинать терапию, опрошенные ссылались на отсутствие нужных медикаментов в момент постановки диагноза, совет врача повременить с началом лечения, опасения в отношении побочных реакций, ценовой вопрос. Среди причин, побудивших не приступать к терапии, были и совершенно надуманные, субъективные: мол, в препаратах нет необходимости, не подходит способ их применения, можно вылечиться, если изменить образ жизни.
Те, кто всё же приступил к приему ПИТРС, обозначили основным критерием их выбора эффективность, обусловленную замедлением прогрессирования заболевания и предотвращением появления новых областей поражения головного мозга на МРТ-изображениях, а также безопасность.
Пациенты рассчитывали, что лечение, главным образом, обеспечит снижение частоты рецидивов рассеянного склероза, остановит процесс ухудшения течения болезни, сохранит в целостности головной мозг и сократит шансы столкнуться с инвалидизацией. В меньшей степени люди надеялись на улучшение симптоматики и мобильности.
Подводя итоги, врачам следует научиться убеждать пациентов приступать к лечению рассеянного склероза как можно скорее. Для этого, очевидно, необходимо вести разъяснительные беседы и просветительскую работу, направленные на доведение информации о губительных процессах, которые сопровождают это пока неизлечимое заболевание и которые требуют неотложного медикаментозного вмешательства.
Перед тем, как что-либо спрашивать, рекомендуем ознакомиться с информацией в разделе «Вопросы и ответы», в котором мы отвечаем на частые вопросы, в том числе касающиеся лекарств и лечения. Пожалуйста, цените свое и наше время.
Я на интерфероне бета 1б, вроде входит в топ-5 популярных. Понимаю, почему люди морозятся. Информации о побочках много, да и самих препаратов много и постоянно думаешь может другой лучше подошел бы, но все же считаю, что отказываться, тем более по надуманным причинам, неправильно. ПИТРС помогают. Доказано.
Нет, нам не надо никаких тупых ПИТРС. Нам бы народной медициной баловаться. Отварами коры дуба и луковой шелухи.
Я считаю, что ПИТРС нужно начинать как можно скорее, что РС не прогрессировал и тем самым подарить себе еще несколько лет активной жизни. Тем более, что у нас бесплатно выдают лекарства
Воистину так.
мне РРС поставили 3 года назад, лечусь Тимексоном, стала чувствовать себя гораздо лучше чем раньше, не понимаю почему люди не хотят лечиться, ведь отрасль не стоит на месте, ПИТРС могут продлить жизнь!
Да потому что люди с упоением верят в сказки: мол, отвар луковой шелухи, иглоукалывания, бабкины заговоры и иже с ними — всяко лучше ПИТРС. Опять же, неискоренимы мифы о вреде лекарств: якобы фарма нас всех хочет убить. Пещерность, дикость, малограмотность — вот ответ.