«Майзент»/«Кайендра» (Mayzent/Kiendra, сипонимод) — новый препарат, изменяющий течение рассеянного склероза (ПИТРС).
Сипонимод дебютировал в марте 2019 года, когда был одобрен Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), которое ориентировало этот ПИТРС для терапии взрослых пациентов с рецидивирующими типами этого демиелинизирующего заболевания, включая клинически изолированный синдром, рецидивирующе-ремиттирующий рассеянный склероз и вторично-прогрессирующий рассеянный склероз (SPMS) в активной форме (то есть по-прежнему сопровождающийся рецидивами).
В январе 2020 года «Майзент» получил маркетинговое разрешение в Европейском союзе: сипонимод дозволен Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA) для терапии взрослых пациентов со вторично-прогрессирующим рассеянным склерозом в активной форме, наличие которой подтверждено рецидивами или воспалительной активностью на МРТ-изображениях головного мозга.
В конце декабря 2020 года «Новартис» зарегистрировала препарат в России: «Кайендра» (Kiendra, сипонимод) предназначен для терапии вторично-прогрессирующего рассеянного склероза у взрослых, причем вне зависимости от активности заболевания.
Сипонимод также одобрен в Японии и Австралии, где, по аналогии с Россией, разрешен для терапии вторично-прогрессирующего рассеянного склероза без оглядки на факт активности заболевания.
«Новартис» раскрыла итоги длительного лечения вторично-прогрессирующего рассеянного склероза при помощи сипонимода, назначаемого вплоть до 5 лет кряду. Для этого были проанализированы данные пациентов из регистрационного клинического испытания EXPAND (NCT01665144) фазы III, которые согласились на продолжение мониторинга за ними — открытый период исследований. При этом группа, прежде на протяжении максимум 3 лет получавшая плацебо, была переведена на назначение сипонимода.
Как выяснилось, среди тех испытуемых с вторично-прогрессирующим рассеянным склерозом в активной форме, кто изначально лечился «Майзентом»/«Кайендрой», риск столкнуться с 6-месячным подтвержденным прогрессированим инвалидизации (6mCDP) был снижен на 29%, а время до наступления непосредственно события 6mCDP было продлено на 70%, — если сравнивать с группой плацебо, которая перешла на сипонимод позже.
Среди пациентов с неактивным вторично-прогрессирующим рассеянным склерозом указанные относительные показатели оказались хуже: 12,5% и 30% соответственно.
Если говорить о частоте рецидивов в пересчете на год (ARR) при вторично-прогрессирующем рассеянном склерозе, то в группе пациентов, постоянно придерживавшихся терапии сипонимодом, этот показатель зафиксировался на 0,07 — против 0,11 среди тех, кто переключился на сипонимод позже (разница 39,7%; p=0,0023)
Когнитивные расстройства поражают 50–70% пациентов с рассеянным склерозом, и они более серьезны при прогрессирующей, нежели рецидивирующей, его форме. При этом чаще всего страдает когнитивная скорость обработки (CPS) информации. Для проверки степени ее нарушенности применяют тест на сопоставление символов и цифр (SDMT): ухудшение показателя CPS считается значимым при снижении SDMT на 4 и более баллов.
Согласно данным, собранным в открытом периоде EXPAND, при активном вторично-прогрессирующем рассеянном склерозе терапия сипонимодом на 33% снизила риск 6-месячного подтвержденного когнитивного ухудшения (6mCCW) и на 70% отсрочила время до наступления события 6mCCW, — если сравнивать с группой плацебо, перешедшей на «Майзент»/«Кайендру» позже.
В случае неактивного вторично-прогрессирующего рассеянного склероза указанные исходы получились не столь выраженными: 12,3% и 24%.
Следует понимать, что согласно данным, накопленным в рандомизированном периоде EXPAND, лечение сипонимодом активной формы вторично-прогрессирующего рассеянного склероза оказало статистически значимое благотворное действие с точки зрения устойчивого ухудшения или улучшения CPS и, напротив, не сделало этого при неактивном вторично-прогрессирующем рассеянном склерозе.
Согласно мнению экспертов FDA, благотворный эффект сипонимода на сдерживание 3-месячного подтвержденного прогрессирования инвалидизации обусловлен главным образом популяцией испытуемых, которые сталкивались с рецидивами вторичного-прогрессирующего склероза в течение 2 лет до рандомизации, характеризовались наличием соответствующих поражений на МРТ-изображениях либо длительность заболевания которых не превышала 10 лет. Таким образом, сипонимод в большей степени оказывает терапевтический эффект на «воспалительный» компонент рассеянного склероза, но не на «прогрессирующий», патофизиология которого изучена чрезвычайно плохо.
Согласно заключению экспертов EMA, несмотря на то что «Новартис» провела несколько запланированных и ретроспективных анализов, эффективность сипонимода, не зависящая от рецидивов, не может быть убедительно доказана. Фактически, влияние сипонимода на прогрессирование инвалидизации у пациентов без рецидивов и без очаговой МРТ-активности оказалось незначительным. И поэтому EMA полагает, что терапевтическая эффективность сипонимода справедлива для пациентов с вторично-прогрессирующим рассеянным склерозом только в активной форме, подтверждаемой рецидивами или особенностями визуализации воспалительной активности заболевания.