Дилемма с «ЭпиПен» (EpiPen, эпинефрин), которым «Майлан» (Mylan) торгует по возмутительно завышенной цене, разрешится не так скоро. Причем без оглядки на то, что нужда в этом автоинжекторном препарате для немедленного купирования анафилактического шока в случае аллергических реакций, невероятно важна. Американские сенаторы уже выступили с соответствующими возмущенными заявлениями, а сейчас подключились и другие законодатели.
Сьюзен Коллинз (Susan Collins) и Клэр Мак-Каскил (Claire McCaskill) призвали Хизер Бреш (Heather Bresch), исполнительного директора «Майлан», в двухнедельный срок явиться на «срочный брифинг», дабы выяснить, что же именно вынудило компанию повысить отпускную стоимость «ЭпиПен» со 100 долларов в 2007 году за два шприц-тюбика до более чем 600 долларов в 2016-м. Они также запросили сведения по ценообразованию «ЭпиПен», результаты исследования доли рынка и «изученную или сформированную советом директоров компании любую информацию, касающуюся этого препарата».
По словам инициаторов разбирательств на правительственном уровне, за указанный период времени прибыльность продукта, кажется, взлетела до небес, и это ставит вопросы, ведь увеличение стоимости не обусловлено ростом затрат на производство либо усовершенствованием препарата.
Сенаторы присоединились к растущему хору голосов других законодателей: Эми Клобучер (Amy Klobuchar), Чак Грэссли (Chuck Grassley), Берни Сандерс (Bernie Sanders), Ричард Блюменталь (Richard Blumenthal) — все они затребовали расследовать ситуацию: «Майлан» должна либо снизить цену, либо предоставить разумные доводы столь высокой стоимости.
Более того, даже Хилари Клинтон (Hillary Clinton), кандидат в президенты США от демократов, высказалась по этому поводу, характеризуя случай как «пример, когда компания обманывает своих потребителей»: «„ЭпиПен“ разграничивает жизнь и смерть. Нет никакого оправдания подобного ценового роста».
В недавнем заявлении «Майлан» сообщила следующее: «Обеспечение доступа к эпинефрину — единственному первичному лечению анафилаксии — основная часть нашей миссии». Компания подчеркнула, что в 2015 году почти 80% пациентов, коммерчески застрахованных по ее программе помощи, получили лекарство бесплатно, а с 2012 года ее школьная программа доступа распределила 700 тыс. шприц-тюбиков в 65 тыс. школах.
Любопытная тенденция: если в 2007 году Хизер Бреш заработала 2,5 млн долларов, то в 2015-м «Майлан» ей заплатила почти 19 млн долларов. Спасибо бешеному ценнику на «ЭпиПен».
Однако если внимательно приглядеться к рыночной ситуации, очевидно, что «Майлан» намеренно пользуется сложившейся монополией на синтетический адреналин. Ведь осенью прошлого года «Санофи» (Sanofi) была вынуждена остановить продажи «Ави-кью» (Auvi-Q) из-за обнаруженных проблем с доставкой автоинжектором нужной дозировки, а в марте нынешнего стало известно, что и «Тева фармасьютикал индастриз» (Teva Pharmaceutical Industries) под давлением регулятора отказалась выводить на рынок собственную генерическую копию эпинефрина.
В последнее время обстановка по части публичных разбирательств с завышенными ценами на медикаменты накалилась. Достаточно вспомнить случаи с «Тьюринг фармасьютикалс» (Turing Pharmaceuticals) и «Валеант фармасьютикалс интернешнл» (Valeant Pharmaceuticals International). Первая на 5000% увеличила стоимость «Дараприм» (Daraprim, пириметамин) для лечения токсоплазмоза, после того как приобрела права на этот препарат более чем 60-летней давности, — с 13,5 до 750 долларов за таблетку. Вторая подняла ценники на сердечно-сосудистые «Изупрел» (Isuprel, изопреналин) и «Нитропресс» (Nitropress, нитропруссид) — на 520% и 210% — в тот же день, как выкупила соответствующие права.
Из текущего: в июне сенаторы попросили поставщиков налоксона — «Пфайзер» (Pfizer), «Амфастар фармасьютикалс» (Amphastar Pharmaceuticals), «Адапт фарма» (Adapt Pharma) и «Калейоу» (Kaléo), а также пресловутую «Майлан» — объяснить резкий скачок стоимости на этот антидот, применяемый при опиоидной передозировке.