Коротко

• «Амджен» (Amgen) поделилась первыми результатами клинических испытаний NCT03600883 фазы I (нерандомизированных, открытых, многоцентровых), проверяющих экспериментальный препарат AMG 510 среди взрослых пациентов с местнораспространенными или метастатическими солидными опухолями с мутацией KRASG12C.
  • Из 22 пациентов, набранных в исследования на дату снятия результатов и большинство (n=17) которых уже прошли не менее трех линий терапии, результаты доступны для 9 человек. Назначение AMG 510 обеспечило частичный ответ (PR) у одного участника с немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ) и стабилизацию заболевания (SD) у шести респондентов с колоректальным раком (n=4) и НМРЛ (n=2), тогда как с прогрессированием заболевания столкнулись оставшиеся два. После завершения анализа был зафиксирован еще один частичный ответ. Расширенные данные будут предоставлены сообществу в начале июня.
  • Принимая во внимание столь ранний этап проверки AMG 510, говорить что-то конкретное о перспективах этого препарата-кандидата еще не время, однако большие надежды на него следует унять. Не исключено, AMG 510 продемонстрирует повышенную эффективность в рамках комбинированного с PD-1-блокатором подхода, что «Амджен» и собирается опробовать. Очевидно, приоритетной целью будут выбраны пациенты с НМРЛ.

Подробности

Ras-белки, будучи ГТФазами, выступают молекулярными переключателями клеточной сигнализации в ответ на внеклеточные сигналы и управляют клеточной пролиферацией, выживаемостью и дифференцировкой. Три гена кодируют Ras-белки: KRAS, HRAS и NRAS — активирующие мутации этих генов, приводящие к неконтролируемой пролиферации клеток, встречаются в 30% случаев раковых заболеваний. G12C-мутация KRAS, с которой связан плохой прогноз и лекарственная резистентность, обнаруживается в 14% случаев легочной аденокарциномы, 5% — колоректального рака, 2% — рака поджелудочной железы. Одобренной таргетной терапии пока не существует: долгое время считалось, что онкоген KRAS как мишень недостижим — ввиду его почти сферической структуры, напоминающей теннисный мяч и лишенной удачных точек связывания. Низкомолекулярный AMG 510 специфически и ковалентно (необратимо) связывает KRASG12C, запирая его в неактивном ГДФ-связанном состоянии.

AMG 510 — один из важнейших проектов «Амджен», которая однозначно завидует тем же «Ксалкори» (Xalkori, кризотиниб) или «Витракви» (Vitrakvi, ларотректиниб), таргетированным на высокоспецифические опухолевые мутации.

Разработкой низкомолекулярных KRASG12C-ингибиторов занимаются и другие: «Мирати терапьютикс» (Mirati Therapeutics) приступила к тестированию MRTX849, а «Веллспринг байосайенсиз» (Wellspring Biosciences), принадлежащая «Араксес фарма» (Araxes Pharma), при поддержке «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson) вскоре запустит первые клинические испытания своего ARS-3248.

В конце апреля текущего года «АстраЗенека» (AstraZeneca) свернула лицензированную в 2012-м у «Айонис фармасьютикалс» (Ionis Pharmaceuticals) программу AZD4785 (IONIS-KRAS-2.5 Rx) — антисмыслового олигонуклеотида, осуществляющего деградацию KRAS. Загвоздка заключалась в механистических проблемах, нежели связанных с таргетированием: не получилось должным образом снизить экспрессию этого онкогена. Опять же, AZD4785, в отличие от вышеуказанных экспериментальных молекул, нацеливался на KRAS-белок вне зависимости от того, мутантный он или нет.

Тем временем «Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences) положила начало проверке терапии на базе T-клеточных рецепторов (TCR), модифицированных ex vivo ретровирусным вектором для распознавания опухолей с мутацией KRASG12D. Аутологичное лечение в рамках клинических исследований NCT03745326 фазы I/II (нерандомизированных, открытых) вовлекло пациентов (n=70) с метастатическими или неоперабельными KRASG12D-мутантными солидными опухолями, прогрессирующими после стандартной терапии: с колоректальным раком, раком поджелудочной железы, НМРЛ, раком яичников или предстательной железы.

Amgen опробовала таргетную терапию прежде недостижимых солидных опухолей
Некоторые экспериментальные лекарственные программы против солидных опухолей, несущих KRAS-мутации. Изображение: Vantage/EvaluatePharma.

Роман Дмитриев

Дополнительная информация о Романе и его контактные данные доступны в разделе «Научно-исследовательский офис».