«Байер» (Bayer) окончательно договорилась о приобретении «Монсанто» (Monsanto), которую немецкий химико-фармацевтический гигант подталкивал на продажу с середины мая. Если изначально речь шла о 122 долларах за каждую акцию, конечное предложение остановилось на 128 долларах, что на 44% больше того курса акций, который был зафиксирован 9 мая, за день до начала переговоров с «Байер». Итоговая сумма сделки составила 66 млрд долларов наличными, включая долговые обязательства.
Для «Байер», поглощение американской «Монсанто», ведущего мирового поставщика генетически модифицированных семенных культур и гербицидов, выгодно, учитывая, что этот рынок глобально оценивается в 100 млрд долларов. Опять же в портфеле «Байер» уже собран обширный ассортимент пестицидов. Плюс деятельность холдинга и без того неплохо диверсифицирована: он занимается не только лекарствами, но и пищевыми добавками, средствами ухода за кожей, ветеринарными препаратами.
Заявлено, что по прошествии трех полных лет после закрытия сделки будет зафиксирован синергетический эффект на уровне 1,5 млрд долларов.
«Байер» пришлось уговаривать акционеров в выгодности столь обширной покупки: многие инвесторы сомневались, учитывая собственный крупный долг в размере 17,45 млрд евро на конец прошлого года — в 2011-м он составлял 7 млрд евро.
Заинтересованность «Монсанто» в проведении операции поглощения определена существенным давлением на прибыль в связи с резким падением экономики сельского хозяйства: перепроизводство привело к обрушению цен на зерно, кукурузу и сою и сокращению расходов на все активы, включая семена, технику и землю.
Долгое время «Монсанто» позиционировала себя покупателем, а не продавцом. Так, были попытки поглотить швейцарскую «Сингента» (Syngenta), еще одного лидирующего поставщика химических удобрений и семян, но та согласилась за 43 млрд долларов отдаться китайской «Чайна нэшнл кемикал» (China National Chemical). Изучались варианты слияния с частью немецкой BASF, крупнейшего в мире производителя химической продукции.
Если сделка не состоится — к примеру, американские, европейские или азиатские регуляторы ее заблокируют, тогда «Байер» выплатит «Монсанто» сразу 2 млрд долларов отступных. В целом у сторон нет какого-либо внушительного взаимного наложения по части продукции и заказчиков, однако антимонопольные структуры в Вашингтоне и Брюсселе в последние годы ведут себя достаточно агрессивно, навязывая жесткие правила конкуренции.