«Такеда фармасьютикал» (Takeda Pharmaceutical), крупнейшая в Японии фармацевтическая компания, занимается поиском кандидатов на поглощение в Соединенных Штатах, и для этого выделен бюджет в 15 млрд долларов, которые пойдут на укрепление присутствия на самом обширном в мире рынке здравоохранения.
Согласно отраслевым слухам, «Такеда» сообщила инвесторам, что хотела бы купить американские предприятия, занимающиеся разработкой лекарств против рака, желудочно-кишечных патологий и заболеваний центральной нервной системы, включая болезнь Альцгеймера. На приобретения может быть потрачена сумма в пределах 10–15 млрд долларов: либо на одну крупную сделку, либо на несколько меньших. В случае если поглощаемый бизнес окажется слишком «лакомым», бюджет вполне способен расшириться до 20 млрд долларов.
Японские компании усилили активность по части покупок за рубежом, начиная с 2013 года, когда премьер-министр Синдзо Абэ (Shinzo Abe) запустил реформаторскую программу противодействия неэффективной экономики. 2015 год стал рекордным по части заграничных приобретений, общая сумма которых превысила 95 млрд долларов. Между тем фармацевтическая отрасль страны по большей части не участвовала в этом.
Инициатива «Такеда» отражает общую тенденцию среди японских фармкомпаний, таких, например, как «Астеллас фарма» (Astellas Pharma) и «Сионоги и Ко» (Shionogi & Co.), которые стремятся отойти от жесткой привязки к домашнему рынку сбыта. Утверждается, что из Японии поступает обилие запросов, связанных с возможностью поглощения американских фирм: США выглядит более перспективными для торговли, плюс на развивающихся рынках затруднительно купить что-либо стоящее.
На рынке, возможно, и нет приличных активов, но «Такеда» вынуждена их найти
Кристоф Вебер (Christophe Weber), который в прошлом году стал первым за всю 235-летнюю историю «Такеда» иностранцем, занявшим кресло исполнительного директора, в конце июля объявил о реорганизации научно-исследовательской деятельности компании. Затея, которая обойдется в 725 млн долларов, направлена на создание нового портфеля лекарств с четкой концентрацией на Японии и США. Поставленная цель заключена в восстановлении прибыльности, которая падает по причине низкой относительно конкурентов маржи.
Среди последних крупных приобретений «Такеда»: оформленная в 2011 году покупка норвежской «Никомед» (Nycomed) за 13,7 млрд долларов. Пусть компания всё еще должна погасить заемных 7 млрд долларов, которые были взяты для закрытия сделки, однако для новых поглощений проблем не существует по причине достаточно мягкой политики кредитования в Японии.
Для «Такеда» чрезвычайно важно изыскивать новые пути развития: в следующем году истекает американский патент на противоопухолевый «Велкейд» (Velcade, бортезомиб), применяемый в терапии множественной миеломы и заработавший 1,1 млрд долларов в 2015-м. Опять же после 2020 года грядет волна патентных потерь на ряд других препаратов, включая «Дексилант» (Dexilant, декслансопразол) и «Амитиза» (Amitiza, лубипростон): первый используется для лечения эрозивного эзофагита и гастроэзофагеального рефлюкса, второй — хронического идиопатического запора, синдрома раздраженного кишечника, а также запора, вызванного приемом опиатов.
Между тем на рынке, как видится, пока нет приемлемо хороших и перспективных компаний, которые было бы разумно поглотить в спешном порядке. К примеру, «Медивейшн» (Medivation) со своим бестселлером «Кстанди» (Xtandi, энзалутамид) против рака простаты в конце августа отошла в руки «Пфайзер» (Pfizer), отдавшей 14 млрд долларов. А весной 2015 года «ЭббВи» (AbbVie) согласилась за 21 млрд долларов купить «Фармасикликс» (Pharmacyclics) с ее блокбастером «Имбрувика» (Imbruvica, ибрутиниб), назначаемым в терапии мантийноклеточной лимфомы, хронического лимфоцитарного лейкоза, макроглобулинемии Вальденстрёма как формы неходжкинской лимфомы.