«Зетия»/«Эзетрол» (Zetia/Ezetrol, эзетимиб), один из бриллиантов в короне «Мерк и Ко» (Merck & Co.), вскоре потускнеет. «Пар фармасьютикал» (Par Pharmaceutical), которую «Эндо интернешнл» (Endo International) в 2015 году купила у TPG Capital за 8,05 млрд долларов, запустила совместно с индийской «Гленмарк фармасьютикалс» (Glenmark Pharmaceuticals) первый в США дженерик этого гиполипидемического препарата, заработавшего 2,53 млрд долларов в прошлом году. Более того, пострадает и комбинированный «Виторин»/«Инеджи» (Vytorin/Inegy, эзетимиб + симвастатин), который принес 1,25 млрд долларов за тот же период.
Первая копия будет оставаться единственной на протяжении шестимесячного периода эксклюзивности, затем появятся генерические варианты других производителей. В текущем году «Зетия»/«Эзетрол» и «Виторин»/«Инеджи» сгенерируют, как прогнозируется, около 3,5 млрд долларов. Однако в следующем доход упадет до 1,9 млрд долларов, тогда как к 2020-му торговля сократится менее чем до 1 млрд долларов.
По мнению отраслевых экспертов, «Мерк и Ко» потеряет, скорее, в прибыли, чем продажах: старые фармацевтические продукты обычно характеризуются более высокой маржинальностью в сравнении с новыми. Впрочем, рынок лекарств, регулирующих холестерин, и без того становится насыщенным: уместно вспомнить запуск «Пралуэнт» (Praluent, алирокумаб) авторства «Санофи» (Sanofi) «Ридженерон фармасьютикалс» (Regeneron Pharmaceuticals) и «Репата» (Repatha, эволокумаб), за которым стоит «Амджен» (Amgen). Хотя, учитывая дороговизну новинок (не менее 14 тыс. долларов), пациенты вначале будут пробовать «Зетия»/«Эзетрол» и «Виторин»/«Инеджи», добавляя их к статиновой терапии, и только затем переключатся на указанные ингибиторы пропротеиновой конвертазы субтилизин-кексинового типа 9 (PCSK9).