«Аллерган» (Allergan) рассказала о результатах фазы II клинических испытаний «Ботокса» (Botox, онаботулотоксин A) в терапии большого депрессивного расстройства, также известного как клиническая депрессия. И пусть итоги получились неоднозначными, ирландская фармкомпания надеется на продолжение исследований путем запуска фазы III.
Схема проведенных испытаний следующая. 258 пациентов-женщин с умеренно-тяжелой клинической депрессией (минимум 18 баллов по шкале Гамильтона для оценки депрессии [HDRS] и 4 балла по шкале общей клинической оценки) были разбиты на три группы. Первая получила 30 единиц «Ботокса» инъекцией в межбровную складку, вторая — 50, третья — плацебо.
Различия между первой и контрольной группами по шкале Монтгомери — Осберг для оценки депрессии (MADRS) составили: –4,2 балла на 3-й неделе после терапии, –3,7 балла на 6-й, –3,6 балла на 9-й. Таким образом, зафиксирована первичная конечная точка как статистически значимая разница, выбранная на 6-й неделе. Кроме того, достигнуты две вторичных конечных точки.
Вторая группа не продемонстрировала статистически значимой эффективности по отношению к плацебо.
Смешанные результаты свидетельствуют, что необходимо масштабировать испытания «Ботокса» для оценки его терапевтического эффекта на куда более широкой выборке пациентов.
Использование ботулинического токсина в качестве антидепрессанта опирается на гипотезу мимической обратной связи, выдвинутую еще в XIX столетии. Считается, что сокращение лицевых мышц посылает сообщение в эмоциональные центры мозга. Улыбка может укрепить и поддержать чувство благоденствия, тогда как хмурый взгляд, напротив, приводит к переживанию страха, гнева и печали. Прерывание проприоцептивной обратной связи между лицом и эмоциональным мозгом позволит уменьшить показатели негативного настроения.
«Ботокс» является бриллиантом в короне «Аллерган». Он, будучи топовым препаратом в ее портфеле, заработал в 2014, 2015 и 2016 гг. соответственно 2,23; 2,49 и 2,79 млрд долларов. Продукт разрешен для десятка разнообразных показаний — эстетических и терапевтических. Добавление клинической депрессии к этому спектру не только увеличит продажи «Ботокса», но и наделит врачей и пациентов дополнительным выбором в ведении заболевания, поскольку какой-либо определенный антидепрессант эффективно воздействует лишь на треть пациентов.