Окупаемость инвестиций в исследования и разработку, которые проводят крупнейшие мировые фармацевтические компании, находится, как полагают эксперты Deloitte, в свободном падении, причем без признаков восстановления. Увеличение количества новых действующих веществ, одобренных в последние годы, породило ожидания на улучшение картины, однако по-прежнему наблюдается тенденция снижения этого показателя.
В текущем году расчетный возврат вложений для двенадцати ведущих фармпроизводителей составит лишь 3,7% — в 2010 году он равнялся 10,1%. Игроки среднего звена также пострадали: коэффициент упал с 17,4% до 9,9%.
Проблемой называется невозможность торговать новыми фармацевтическими продуктами по такой же, как в недавнем прошлом, высокой цене. Сейчас к завышению стоимости все относятся настороженно: регуляторы, общество, политики. Так, если в 2010 году средние пиковые продажи новых медикаментов составляли 816 млн долларов, ныне они сократились до 394 млн долларов.
Более того, в 2010 году вклад препаратов — лидеров продаж (тех, которые приносят не менее 1 млрд долларов ежегодно) в общую реализацию равнялся 68%, тогда как в 2016-м следует говорить уже о 44%. Это отражается в структуре продуктового портфеля: ранее 28% лекарств относились к указанным бестселлерам, сейчас таковых 12% — их место заняли медикаменты с пиковым спросом ниже 500 млн долларов.
За весь текущий год Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрит, как предполагается, не более 20 новых молекул. И это не идет ни в какое сравнение с 2014 годом и 2015-м, когда таковых было зарегистрировано свыше четырех десятков.
Для того чтобы улучшить показатель окупаемости инвестиций, специалисты советуют сузить фокус на нескольких определенных терапевтических областях, тем самым выйдя на увеличение объемов сбыта. Впрочем, «Большая фарма» это уже поняла, выделяя, а затем продавая либо обменивая непрофильные активы. Так, в апреле 2014 года «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline) отдала 7,1 млрд долларов за вакцинный бизнес «Новартис» (Novartis), попутно за 16 млрд долларов продав ей свой портфель противораковых препаратов.
Несмотря на утверждение фармкопаний, будто они расширяют спектр сделок лицензирования, слияний и поглощений, а также партнерств — всё это во имя увеличения количества лекарств на конвейере, выяснилась любопытная вещь. Зафиксировано устойчивое снижение прогнозируемого дохода от находящихся на поздних стадиях клинических исследований препаратов-кандидатов, полученных из внешних источников. Дело в том, что всё больше лекарств, которыми компании обзавелись в конце 2000-х гг. в рамках обилия сделок по покупке других фирм, становится на коммерческие рельсы. Ну а поскольку компаниям не удается закрыть пробелы на конвейере за счет собственных оригинальных молекул, следует ожидать роста активности приобретения чужих разработок.