Когда любую фармацевтическую компанию обвиняют равно как в высоких ценах на лекарственную продукцию, так и непрекращающемся росте цен на нее, ответ удивительно однообразен: «Деньги от реализации идут на исследования и разработку новых препаратов».

Фармпроизводители словно сговорились повторять эту мантру: якобы они тратят внушительную часть прибыли на финансирование научных проектов и создание новых лекарств — вот почему цены на медикаменты столь высоки.

Эксперты Фонда исследований равных возможностей (FREOPP, США), тщательным и научным образом проверившие данное утверждение, за годы попросту набившее оскомину, сделали показательный вывод: рост прибыли крупнейших мировых фармацевтических компаний, обусловленный повышением цен на лекарства, редко приводит к созданию новых препаратов.


Соединенные Штаты — крупнейший в мире рынок фармацевтических препаратов и ведущий поставщик медицинских инноваций. Именно в США самые высокие цены на лекарства, что делает многие из передовых методов лечения недоступными для миллионов граждан.

Согласно опросам, высокие цены на рецептурные препараты постоянно занимают первое место среди проблем, волнующих американцев в сфере здравоохранения [1]. Хотя на долю розничной торговли отпускаемыми по рецепту лекарствами приходится менее 10% от общих расходов на здравоохранение в США и она не является основной причиной высоких трат на здравоохранение в стране, американцы в большинстве случаев платят за одни и те же медикаменты больше, чем жители других стран. Более того, цены на уже существующие лекарства постоянно растут.

Фармацевтическая промышленность и ее лоббисты утверждают, что дорогие препараты — это очень хорошо, поскольку получаемая прибыль позволяет тратить больше средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), чтобы открывать и запускать в производство лекарства будущего.

Для проверки утверждения, что рост цен на «старые» лекарства стимулирует инновации, были собраны данные по отрасли и отдельным фармкомпаниям, а также информация Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA). На их основе был осуществлен контрфактуальный анализ (анализ сценария, отличающегося от фактического): что произошло бы в крупнейших фармкомпаниях, если бы цены на некоторые препараты-бестселлеры оставались неизменными в течение последних 10 лет? [2]

Дорогие лекарства и притворство «Большой фармы»
Лекарства по цене золота: дорогостоящие препараты не способствуют инновациям

Цена лекарств постоянно растет, несмотря на отсутствие значимых улучшений. Разбираемся, почему фармацевтическая индустрия превратилась в машину для выкачивания денег.

Анализ, охвативший период 2012–2021 гг., включил 17 игроков «Большой фармы», у каждого из которых были взяты сведения об одном популярном лекарстве. В совокупности на эти компании приходилось 60% от общего объема продаж фармацевтической продукции в мире и 56% от глобальных расходов на НИОКР, а на эти 17 препаратов — 12,2% от чистого объема лекарственной реализации в США.

Что это за лекарства и компании?

«Хумира» (Humira, адалимумаб) — «ЭббВи» (AbbVie);
«Энбрел» (Enbrel, этанерцепт) — «Амджен» (Amgen);
«Кстанди» (Xtandi, энзалутамид) — «Астеллас фарма» (Astellas Pharma);
«Линпарза» (Lynparza, олапариб) — «АстраЗенека» (AstraZeneca);
«Тизабри» (Tysabri, натализумаб) — «Байоджен» (Biogen);
«Оренсия» (Orencia, абатацепт) — «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb);
«Алимта» (Alimta, пеметрексед) — «Илай Лилли» (Eli Lilly);
«Трувада» (Truvada, эмтрицитабин + тенофовира дизопроксила фумарат) — «Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences);
«Бенлиста» (Benlysta, белимумаб) — «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline);
«Стелара» (Stelara, устекинумаб) — «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson);
«Китруда» (Keytruda, пембролизумаб) — «Мерк и Ко» (Merck & Co.);
«Гилениа» (Gilenya, финголимод) — «Новартис» (Novartis);
«Виктоза» (Victoza, лираглутид) — «Ново Нордиск» (Novo Nordisk);
«Зелджанс» (Xeljanz, тофацитиниб) — «Пфайзер» (Pfizer);
«Авастин» (Avastin, бевацизумаб) — «Рош» (Roche);
«Абаджио» (Aubagio, терифлуномид) — «Санофи» (Sanofi);
«Энтивио» (Entyvio, ведолизумаб) — «Такеда фармасьютикал» (Takeda Pharmaceutical).

Анализ пришел к выводу о весьма значительной экономии для общества при фиксировании цен на лекарства: $139,2 млрд, или 36,7% от объема продаж лекарств в США, — вот сколько недополучили бы фармкомпании, если бы взяли паузу в стратегии постоянного обогащения.

Замораживание лекарственных цен привело бы к сокращению расходов на НИОКР на $25 млрд. Однако это оказало бы минимальное влияние на разработку последующих препаратов: количество новых лекарств, которые были бы одобрены FDA, сократилось бы на крошечный 1%.

Как выяснилось, крупнейшие фармацевтические компании чудовищно неэффективны в превращении расходов на НИОКР в новые лекарства. Согласно отраслевым оценкам, фармпромышленность в среднем тратит приблизительно $985 млн на успешное открытие и разработку одного нового препарата, включая неудачи и провалы на этом пути [3], — тогда как охваченные анализом 17 фармкомпаний расходуют на это в 3–10 раз больше.

Можно сформулировать иначе: если изъять $30 млрд из дохода этих 17 фармкомпаний, список одобренных FDA лекарств уменьшится всего лишь на один препарат.

В других секторах экономики большинство инноваций случается в малых, а не крупных компаниях. Так и в фармотрасли: бюрократическая культура больших предприятий душит новаторство.

Лицам, принимающим решения, пригодится очевидный вывод: рост прибыли крупнейших фармацевтических компаний мира, обусловленный повышением цен на уже существующие, но находящиеся под патентной защитой лекарства (и потому избавленные от конкуренции со стороны дженериков), редко приводит к разработке новых инновационных препаратов.

Дорогие лекарства и притворство «Большой фармы»
Стартапы против гигантов: битва за будущее лекарств

Сейчас большего всего новых лекарств придумывают биотехнологические стартапы, но почти все деньги уходят в карман «Большой фармы».

Важная информация

Mosmedpreparaty.ru — энциклопедический веб-ресурс о мире лекарств, специализированная научно-исследовательская и справочно-информационная аналитическая служба группы компаний «Валиет», таргетированная на ключевые события глобальной отрасли фармации, биотехнологий, медицины и здравоохранения.

  • Ничто на Mosmedpreparaty.ru не является рекламой или продвижением лекарственных препаратов, методов лечения, медицинских услуг.
  • Сведения и публикации Mosmedpreparaty.ru носят исключительно научно-просветительский и ознакомительный характер.
  • Медицинская информация, транслируемая Mosmedpreparaty.ru, предназначена только для специалистов в области здравоохранения и сфере обращения лекарственных средств.
  • Медицинская информация, содержащаяся на Mosmedpreparaty.ru, не предназначена для использования в качестве замены консультации со специалистом в области здравоохранения.
  • Ничто на Mosmedpreparaty.ru не должно истолковываться как предоставление медицинского совета или рекомендации и не может служить основанием для принятия каких-либо решений или осуществления каких-либо действий без участия специалиста в области здравоохранения.

Присутствие на веб-ресурсе Mosmedpreparaty.ru и ознакомление с его содержимым означает, что вы прочитали «Пользовательское соглашение» и приняли его условия.

Бизнес-эксперт R&A-офиса Mosmedpreparaty.ru.
Дополнительная информация об Алексее и его контактные данные доступны в разделе «Научно-исследовательский офис».