Когда любую фармацевтическую компанию обвиняют равно как в высоких ценах на лекарственную продукцию, так и непрекращающемся росте цен на нее, ответ удивительно однообразен: «Деньги от реализации идут на исследования и разработку новых препаратов».
Фармпроизводители словно сговорились повторять эту мантру: якобы они тратят внушительную часть прибыли на финансирование научных проектов и создание новых лекарств — вот почему цены на медикаменты столь высоки.
Эксперты Фонда исследований равных возможностей (FREOPP, США), тщательным и научным образом проверившие данное утверждение, за годы попросту набившее оскомину, сделали показательный вывод: рост прибыли крупнейших мировых фармацевтических компаний, обусловленный повышением цен на лекарства, редко приводит к созданию новых препаратов.
Соединенные Штаты — крупнейший в мире рынок фармацевтических препаратов и ведущий поставщик медицинских инноваций. Именно в США самые высокие цены на лекарства, что делает многие из передовых методов лечения недоступными для миллионов граждан.
Согласно опросам, высокие цены на рецептурные препараты постоянно занимают первое место среди проблем, волнующих американцев в сфере здравоохранения [1]. Хотя на долю розничной торговли отпускаемыми по рецепту лекарствами приходится менее 10% от общих расходов на здравоохранение в США и она не является основной причиной высоких трат на здравоохранение в стране, американцы в большинстве случаев платят за одни и те же медикаменты больше, чем жители других стран. Более того, цены на уже существующие лекарства постоянно растут.
Фармацевтическая промышленность и ее лоббисты утверждают, что дорогие препараты — это очень хорошо, поскольку получаемая прибыль позволяет тратить больше средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), чтобы открывать и запускать в производство лекарства будущего.
Для проверки утверждения, что рост цен на «старые» лекарства стимулирует инновации, были собраны данные по отрасли и отдельным фармкомпаниям, а также информация Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA). На их основе был осуществлен контрфактуальный анализ (анализ сценария, отличающегося от фактического): что произошло бы в крупнейших фармкомпаниях, если бы цены на некоторые препараты-бестселлеры оставались неизменными в течение последних 10 лет? [2]
Лекарства по цене золота: дорогостоящие препараты не способствуют инновациям
Цена лекарств постоянно растет, несмотря на отсутствие значимых улучшений. Разбираемся, почему фармацевтическая индустрия превратилась в машину для выкачивания денег.
Анализ, охвативший период 2012–2021 гг., включил 17 игроков «Большой фармы», у каждого из которых были взяты сведения об одном популярном лекарстве. В совокупности на эти компании приходилось 60% от общего объема продаж фармацевтической продукции в мире и 56% от глобальных расходов на НИОКР, а на эти 17 препаратов — 12,2% от чистого объема лекарственной реализации в США.
Анализ пришел к выводу о весьма значительной экономии для общества при фиксировании цен на лекарства: $139,2 млрд, или 36,7% от объема продаж лекарств в США, — вот сколько недополучили бы фармкомпании, если бы взяли паузу в стратегии постоянного обогащения.
Замораживание лекарственных цен привело бы к сокращению расходов на НИОКР на $25 млрд. Однако это оказало бы минимальное влияние на разработку последующих препаратов: количество новых лекарств, которые были бы одобрены FDA, сократилось бы на крошечный 1%.
Как выяснилось, крупнейшие фармацевтические компании чудовищно неэффективны в превращении расходов на НИОКР в новые лекарства. Согласно отраслевым оценкам, фармпромышленность в среднем тратит приблизительно $985 млн на успешное открытие и разработку одного нового препарата, включая неудачи и провалы на этом пути [3], — тогда как охваченные анализом 17 фармкомпаний расходуют на это в 3–10 раз больше.
Можно сформулировать иначе: если изъять $30 млрд из дохода этих 17 фармкомпаний, список одобренных FDA лекарств уменьшится всего лишь на один препарат.
В других секторах экономики большинство инноваций случается в малых, а не крупных компаниях. Так и в фармотрасли: бюрократическая культура больших предприятий душит новаторство.
Лицам, принимающим решения, пригодится очевидный вывод: рост прибыли крупнейших фармацевтических компаний мира, обусловленный повышением цен на уже существующие, но находящиеся под патентной защитой лекарства (и потому избавленные от конкуренции со стороны дженериков), редко приводит к разработке новых инновационных препаратов.
Стартапы против гигантов: битва за будущее лекарств
Сейчас большего всего новых лекарств придумывают биотехнологические стартапы, но почти все деньги уходят в карман «Большой фармы».