На запуск нового медикамента надо потратить не менее 14 лет.

Окупаемость инвестиций в исследования и разработку, которые проводят крупнейшие мировые фармацевтические компании, находится, как полагают эксперты Deloitte, в свободном падении, причем без признаков восстановления. Увеличение количества новых действующих веществ, одобренных в последние годы, породило ожидания на улучшение картины, однако по-прежнему наблюдается тенденция снижения этого показателя.

В текущем году расчетный возврат вложений для двенадцати ведущих фармпроизводителей составит лишь 3,7% — в 2010 году он равнялся 10,1%. Игроки среднего звена также пострадали: коэффициент упал с 17,4% до 9,9%.

deloitte1

Проблемой называется невозможность торговать новыми фармацевтическими продуктами по такой же, как в недавнем прошлом, высокой цене. Сейчас к завышению стоимости все относятся настороженно: регуляторы, общество, политики. Так, если в 2010 году средние пиковые продажи новых медикаментов составляли 816 млн долларов, ныне они сократились до 394 млн долларов.

deloitte2

Более того, в 2010 году вклад препаратов — лидеров продаж (тех, которые приносят не менее 1 млрд долларов ежегодно) в общую реализацию равнялся 68%, тогда как в 2016-м следует говорить уже о 44%. Это отражается в структуре продуктового портфеля: ранее 28% лекарств относились к указанным бестселлерам, сейчас таковых 12% — их место заняли медикаменты с пиковым спросом ниже 500 млн долларов.

deloitte3

За весь текущий год Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрит, как предполагается, не более 20 новых молекул. И это не идет ни в какое сравнение с 2014 годом и 2015-м, когда таковых было зарегистрировано свыше четырех десятков.

Для того чтобы улучшить показатель окупаемости инвестиций, специалисты советуют сузить фокус на нескольких определенных терапевтических областях, тем самым выйдя на увеличение объемов сбыта. Впрочем, «Большая фарма» это уже поняла, выделяя, а затем продавая либо обменивая непрофильные активы. Так, в апреле 2014 года «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline) отдала 7,1 млрд долларов за вакцинный бизнес «Новартис» (Novartis), попутно за 16 млрд долларов продав ей свой портфель противораковых препаратов.

Рентабельность исследований и разработки новых лекарств неуклонно падает
Усредненная стоимость разработки нового лекарства выросла с 1,19 млрд долларов в 2010 году до 1,54 млрд долларов в 2016-м, притом что на запуск нового препарата уходит более чем 14 лет.

Несмотря на утверждение фармкопаний, будто они расширяют спектр сделок лицензирования, слияний и поглощений, а также партнерств — всё это во имя увеличения количества лекарств на конвейере, выяснилась любопытная вещь. Зафиксировано устойчивое снижение прогнозируемого дохода от находящихся на поздних стадиях клинических исследований препаратов-кандидатов, полученных из внешних источников. Дело в том, что всё больше лекарств, которыми компании обзавелись в конце 2000-х гг. в рамках обилия сделок по покупке других фирм, становится на коммерческие рельсы. Ну а поскольку компаниям не удается закрыть пробелы на конвейере за счет собственных оригинальных молекул, следует ожидать роста активности приобретения чужих разработок.

Роман Дмитриев, Татьяна фон Ройсс, Юлия Стрельцова, Алексей Губарев

Эксперты R&A-офиса Mosmedpreparaty.ru.

Дополнительная информация об экспертах и их контактные данные доступны в разделе «Научно-исследовательский офис».

Есть что сказать? Высказывайтесь смело!

Расскажите нам, что вы думаете о написанном. Не исключено, у вас есть комментарии, дополнения или даже замечания. Mosmedpreparaty.ru приветствует читательские отклики и критику.

Обращаем особое внимание, что Mosmedpreparaty.ru вступает в переписку по любым вопросам за исключением обозначенных в п. 5 «Пользовательского соглашения», на которые никогда и ни при каких обстоятельствах не реагирует и не отвечает.

Ваш адрес email не будет опубликован.