На днях европейские антимонопольные регуляторы напали на Apple, обвинив ее в неуплате налогов на сумму 14,5 млрд долларов (плюс пеня): мол, компания Стива Джобса уводила прибыль от налогообложения за счет домицилия в Ирландии, что позволило ей в период с 2003–2014 гг. не платить в Европейском Союзе буквально ничего. А сейчас такая же участь настигла «Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences), правда, в США.
Инициативная группа Американцы за налоговую справедливость (Americans for Tax Fairness, ATF) отправила письмо министру финансов Джейкобу Лью (Jacob Lew) и главе федеральной налоговой службы Джону Коскинену (John Koskinen), обращая внимание правительства на предполагаемое уклонение «Гилеад» от налогов.
Как следует из проведенного анализа финансовой отчетности «Гилеад», компания занималась тем, что перемещала миллиарды долларов прибыли из Соединенных Штатов в офшорные подразделения (таковых насчитывается дюжина) — главным образом, в Ирландию (там их шесть), дабы избежать налогообложения в США и выиграть от существенно более низких налоговых ставок за ее пределами.
«Гилеад», будучи шестой в мировом рейтинге крупнейших по доходу фармацевтических компаний, пришла к этому благодаря невероятно высоким ценам на препараты против вирусного гепатита C: «Совальди» (Sovaldi, софосбувир) и «Гарвони» (Harvoni, ледипасвир + софосбувир) на этапе запуска соответственно в 2013 и 2014 году обходились в 1000 и 1125 долларов за таблетку. В результате общемировой доход «Гилеад» утроился в период с 2013 по 2015 годы, увеличившись с 11,2 до 32,6 млрд долларов. Корпоративная прибыль до вычета налогов выросла впятеро: с 4,2 до 21,7 млрд долларов.
Лазейка в налоговом законодательстве позволила фирме добиться трехкратного роста необремененной налогами офшорной прибыли: если в 2013 году в карман было положено 8,6 млрд долларов, то в 2015-м эта сумма составила 28,5 млрд долларов — притом что две трети дохода было сгенерировано в США.
Следует подчеркнуть, что существенный рост офшорной прибыли идет одновременно со взлетом продаж в США, хотя американская прибыль необъяснимо падает. Очевидно, «Гилеад» занимается уводом средств от налогообложения: с 2013 года тот же «Совальди» домицилирован в ирландском подразделении компании, однако именно в США на него зарегистрирован патент и ведутся основные продажи.
«Гилеад» сообщила Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), что окажется должна 9,7 млрд долларов налогов, если принесет указанные 28,5 млрд долларов домой, то есть в США будет обложена 34-процентной ставкой. Ну а поскольку компания получает зачет уплаченных за границей налогов, притом что федеральный налог составляет 35%, значит сейчас офшорные деньги облагаются крошечной ставкой в 1%, и это сильно ниже 12,5-процентного корпоративного налога в Ирландии. Похоже, последняя специальным постановлением, равно как в случае с Apple, снизила налоговое бремя для «Гилеад».
«Гилеад» тратит больше на укрепление собственных рыночных позиций и удовлетворение акционеров, нежели на исследования и разработку. В 2005–2014 гг. компания израсходовала почти на 20% больше денег на обратный выкуп собственных акций (17 млрд долларов), чем влила в научные работы (14,4 млрд долларов).
За изобретением софосбувира стоит «Фармассет» (Pharmasset), которую «Гилеад» со всеми активами купила в ноябре 2011 года за 11,2 млрд долларов. Однако, что любопытно, бюджет США немало вложился в разработку препарата. Так, в период 1992–2011 гг. Реймонд Шинази (Raymond Schinazi), сооснователь «Фармассет», получил грантов на сумму 2,7 млн долларов, самой компании был выделен 1 млн долларов, а налоговые субсидии составили 500 тыс. долларов. Итого — 4,2 млн долларов.