«Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences) заключила с бельгийско-голландской «Галапагос» (Galapagos) десятилетнее соглашение на предмет исследования и разработки новых лекарственных препаратов. «Гилеад» будет предоставлен доступ к обширному портфелю «Галапагос»: шести молекулам, проходящим клинические испытания, двум десяткам доклинических проектов, а также технологической платформе открытия новых терапевтических соединений.
Столь масштабные договоренности обойдутся недешево. «Гилеад» выдаст «Галапагос» авансом 3,95 млрд долларов и инвестирует в нее 1,1 млрд долларов. Кроме того, «Галапагос» будет получать определенные выплаты по мере развития и лицензирования проектов плюс роялти от реализации готовой продукции. Взамен компания из Фостер-Сити получит исключительные права на препараты-кандидаты и право на разработку и коммерциализацию всех существующих и грядущих программ по всему миру кроме Европы.
Инвестиционные вливания в «Галапагос» увеличат акционерную долю «Гилеад» с 12,3% до 22%, причем в дальнейшем последняя имеет право нарастить ее максимум до 29,9%. Согласно договоренностям, «Гилеад» не может завладеть большей частью «Галапагос» во избежании враждебного поглощения.
Партнерство с «Гилеад» должно снять напряжение инвесторов, обеспокоенных явным снижением заработков «Гилеад»: если в 2015 году доход составил 32,6 млрд долларов, то в 2018-м — лишь 22,1 млрд долларов. Главная причина ухудшения финансовой картины очевидна: резкое уменьшение интереса к препаратам для лечения хронического вирусного гепатита C ввиду сужения пациентского пула. Кроме того, усиливается конкуренция на рынке высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ) инфекции ВИЧ. Да, «Гилеад» за 11,9 млрд долларов купила «Кайт фарма» (Kite Pharma), но спрос на CAR-T-терапевтический «Ескарта» (Yescarta, аксикабтаген силолейсел), ориентированный на агрессивные неходжкинские лимфомы, еще слишком мал, чтобы восполнить растущие денежные потери: в 2018 году торговля здесь вышла к 264 млн долларов. Опять же весьма разочаровывающим оказался двойной провал селонсертиба (selonsertib), одного из самых многообещающих экспериментальных препаратов против неалкогольного стеатогепатита (НАСГ).
«Гилеад» не стала целиком покупать «Галапагос» по той причине, что сохранение самостоятельности и независимости европейского фармпредприятия позволит нивелировать риск потери интереса к инновациям, с которым зачастую сталкиваются команды разработчиков, прошедших сделки слияний и поглощений.
Дружба между «Гилеад» и «Галапагос» охватывает такие проекты, как то:
- Филготиниб (filgotinib), низкомолекулярный селективный ингибитор Янус-киназы 1 (JAK1), проходящий клинические испытания фазы III в терапии умеренно-тяжелых и в активной форме ревматоидного артрита, болезни Крона и неспецифического язвенного колита. Филготиниб также тестируется в клинических исследованиях фазы II в лечении других аутоиммунных воспалительных заболеваний: псориатического артрита, анкилозирующего спондилита, нерентгенографического аксиального спондилоартрита, неинфекционного увеита, кожной красной волчанки, мембранозного волчаночного нефрита, синдрома Шегрена. Подача в Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) и Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) заявки на регистрацию филготиниба намечена на этот год.
Филготинибом партнеры занимаются с декабря 2015 года: тогда «Гилеад» выплатила авансом 300 млн долларов, инвестировала в «Галапагос» 425 млн долларов и пообещала еще до 1,35 млрд долларов по мере развития препарата-кандидата плюс роялти от его продаж. «Гилеад» положила глаз на филготиниб, после того как в сентябре 2015 года «ЭббВи» (AbbVie) отказалась его лицензировать, полагая, что упадацитиниб (upadacitinib), такой же избирательный ингибитор JAK1, ждет куда более светлое будущее.
Нынешние соглашения изменили условия контракта по филготинибу: расходы на разработку будут делиться пополам, а «Галапагос» получит больше коммерческой отдачи в некоторых европейских странах.
- GLPG1690, низкомолекулярный селективный ингибитор аутотаксина (autotaxin) — секретируемого фермента, также известного как эктонуклеотид пирофосфатазы/фосфодиэстеразы 2 (ENPP2), необходимого для продуцирования лизофосфатидиловой кислоты (LPA), рецепторная сигнализация которой контролирует ряд клеточных функций, включая миграцию, пролиферацию и выживаемость. GLPG1690 проходит клинические испытания фазы III в терапии идиопатического легочного фиброза и системной склеродермии. Если GLPG1690 будет одобрен в США, «Гилеад» заплатит 325 млн долларов.
- GLPG1972, низкомолекулярный высокоизбирательный ингибитор дизинтегрина и металлопротеиназы с тромбоспондиновыми мотивами 5 (ADAMTS5). Последний, будучи протеолитическим ферментом, работает как аггреканаза, расцепляющая аггреканы — крупные протеогликаны, входящие в состав соединительных тканей вроде хрящевой. Чрезмерная активность аггреканазы приводит к быстропрогрессирующему разрушению суставной хрящевой ткани при остеоартрозах. GLPG1972 находится в совместных с «Лабораториями Сервье» (Les Laboratoires Servier) клинических испытаниях фазы IIb среди пациентов с остеоартрозом коленного сустава (гонартрозом). «Гилеад» имеет право за 250 млн долларов лицензировать GLPG1972 для реализации в США и заплатить еще до 750 млн долларов по мере прохождения определенных этапов развития и коммерциализации.
Что касается других лекарственных наработок, «Галапагос» обязуется провести их через клинические испытания фазы II, а «Гилеад» может заплатить за каждую программу по 150 млн долларов, чтобы получить права на реализацию за пределами Европы с выдачей двузначного роялти от продаж. Среди таких проектов на клинической стадии:
- MOR106 — моноклональное антитело против интерлейкина 17C (IL-17C), изучаемое вместе с «Новартис» (Novartis) в терапии умеренно-тяжелого атопического дерматита (экземы) и проходящее клинические испытания фазы II;
- GLPG1205 — низкомолекулярный селективный ингибитор белка GPR84, одного из важнейших медиаторов патологических путей фиброза, обкатываемый в клинических испытаниях фазы II экспериментальной терапии идиопатического легочного фиброза и неспецифического язвенного колита;
- GLPG3312 — представитель нового класса лекарственных соединений под кодовым обозначением Toledo, снабженных двойным действием: молекулы стимулируют противовоспалительные цитокины и подавляют провоспалительные. Терапевтический потенциал прилично широк: неспецифический язвенный колит и болезнь Крона, ревматоидный артрит, псориаз, системная красная волчанка, остеоартроз и остеопороз, фиброзные заболевания.