Ведущие игроки фармбизнеса снова продемонстрировали плачевные результаты на развивающихся рынках. Впрочем, некоторым участникам, таким как «АстраЗенека» (AstraZeneca) и «Пфайзер» (Pfizer), всё же удалось зафиксировать достойные показатели на этих территориях сбыта.

Согласно отчету экспертов Bernstein, обрисовавшему тенденцию отраслевой деятельности во втором финансовом квартале, в подающих надежду странах вроде Индии и Китая замечен в среднем лишь 1,8-процентный рост по отношению к периоду годичной давности. В первом квартале этот показатель составил 4,4% — и он точно так же оказался ниже предшествующего отчетного периода. И, напротив, в США и Европе продажи прибавили 3%.

Второквартальный рост в развивающихся странах стал самым низким за 18 минувших кварталов.

Немногим удалось выстоять. Так, «АстраЗенека» хорошо отработала, особенно в Китае, где реализация увеличилась на 11%. За последние четыре квартала британской компании посчастливилось усилиться в целом на 8,8% — самый высокий показатель среди членов клуба «Большой фармы». «Пфайзер» продемонстрировала 7-процентную совокупную прибавку за такой же период. Ну а «Рош» (Roche) во втором квартале отчиталась о росте торговли на территориях с формирующейся экономикой в размере 9%.

Впрочем, не так уж всё и дурно: «Илай Лилли» (Eli Lilly) в Китае обрела внушительное 23-процентное увеличение дохода — четырехквартальный прирост составил 5%.

Какие же компании отметились ослаблением результатов? Особенно не повезло «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline): минус 9% во втором квартале и минус 7% за все четыре последних.

Страны с формирующимся рынком.
Карта развивающихся рынков.

Возникает вопрос: к чему беспокоиться, коль скоро продажи медикаментов непрестанно прибавляют в других местах? Да потому что страны с переходной экономикой рассматривались для «Большой фармы» как перспективные на долгие годы, и компании тратили время и деньги, создавая соответствующую инфраструктуру. К примеру, «Илай Лилли» сократила штат торгового персонала в США на фоне усиления коммерческих операций в Китае. «Рош» пошла еще дальше: дабы увеличить реализацию противораковых препаратов в Поднебесной, запустила совместное предприятие медицинского страхования.

Отрасли следует продолжать инвестировать в развивающиеся страны, дабы гарантированно захватить долю на рынке, когда наступит благоприятное время, связанное с долгосрочным, постепенным, но всё же неминуемым этапом переключения с лекарств, потерявших патентную защиту, на более прибыльные, новые и патентованные препараты.

«Пфайзер» вложила миллионы долларов в производственные мощности в Китае и России. В июле американский гигант сообщил, что инвестирует 350 млн долларов в завод биопрепаратов в Китае, а ранее в этом году заключил пару соглашений по выпуску медикаментов в России.

В прошлом году «Ново Нордиск» (Novo Nordisk) там же открыла инсулиновый завод, обошедшийся в 100 млн долларов. Тогда же Поднебесная получила вливания от «Рош» на сумму 465 млн долларов — деньги были пущены на расширение производства.

Замедление финансовой отдачи вовсе не означает, что компании должны прекратить заниматься бизнесом в развивающихся странах. Всё придет в норму: ведь средний класс растет, инфраструктура здравоохранения развивается, а хронические заболевания продолжают распространяться — так и благоприятная обстановка для брендовых лекарств аналогично заиграет свежими красками.

Расскажите нам, что вы думаете об этой новости. Не исключено, у вас есть комментарии, дополнения или даже замечания. Редакция Mosmedpreparaty.ru приветствует читательские отклики и критику.