Долгие годы в отрасли роились слухи, мол, «Пфайзер» (Pfizer) когда-нибудь примет судьбоносное решение о собственном разделении на несколько самостоятельных компаний. И подобный шаг всем виделся оптимальным: один бизнес (Innovative Health) займется новейшими и находящимися под патентной защитой препаратами, тогда как второму (Essential Health) будет отдан портфель устаревших и унаследованных лекарств, а также дженериков и биосимиляров. В прошлом году первый заработал 26,76 млрд долларов, а второй принес 22,09 млрд долларов.
Однако сейчас Иен Рид (Ian Read), исполнительный директор «Пфайзер», наконец-то поставил точку: «Управление двумя автономными бизнес-подразделениями внутри компании уже предоставило доступ ко многим потенциальным преимуществам предполагавшегося разделения: более отчетливому видению будущего, прозрачной подотчетности и неотложности в принятии решений. При этом сохраняется операционная сила, эффективность действий и финансовая гибкость — все те качества, присущие целостной организации».
Франк Д’Амелио (Frank D’Amelio), финансовый директор «Пфайзер», пояснил, что ранее, когда обсуждалась идея разделения, предполагалось, будто каждая отдельная компания будет стоить больше, нежели они вкупе. Однако сейчас стало понятно: рыночная стоимость целостной компании и суммарная оценочная стоимость отдельных подразделений сравнялись.
Для «Пфайзер» оставаться единым предприятием уместно по трем причинам. Во-первых, прошлогоднее приобретение за 17 млрд долларов «Хоспира» (Hospira) добавило пакет биосимиляров и внушительный портфель инъекционных дженериков.
Во-вторых, свеженькая покупка за 14 млрд долларов «Медивейшн» (Medivation) принесла противораковый бестселлер «Кстанди» (Xtandi, энзалутамид), плюс ряд перспективных онкологических препаратов-кандидатов.
В-третьих, внутренний рост «Пфайзер» оказался более уверенным, нежели прогнозировали отраслевые наблюдатели. Если в 2011 году прибавка ежегодной прибыли на акцию (EPS) усматривалась в пределах 2,6% до 2015 года, сейчас этот показатель предполагается на уровне 6,9%.
Напомним: в августе Иен Рид уже выражал настроения сохранения единства, разъяснив, почему не следует разбивать компанию на части:
- «Пфайзер» одинаково вкладывается в инвестирование и менеджмент отдельных направлений деятельности;
- о разделении было бы уместно говорить в случае внушительной разницы в финансовой отдаче: если одно подразделение генерирует, к примеру, 8% общего дохода, тогда как второе — целых 45%;
- сократить пресловутые налоговые отчисления не удастся: согласно новым правилам регулятора, в течение трех лет после разделения каждая часть компании облагается такими же налогами, как когда они были вместе;
- после разделения окажется затруднительным переводить деньги из одного бизнеса в другой, тем самым потеряется столь необходимая гибкость.
Впрочем, напоследок «Пфайзер» оставила дверь открытой: «Мы продолжим накапливать финансовую информацию, необходимую, если придется разделять наш бизнес, ведь в будущем всё может поменяться».