К концу года «Илай Лилли» (Eli Lilly) уволит приблизительно 3,5 тыс. человек, что составляет около 8% ее штата. Непопулярные меры определены желанием оптимизировать деловые операции, чтобы более эффективно сосредоточить выделяемые ресурсы на разработку новых лекарств. Инициатива позволит, начиная с 2018 года, ежегодно экономить где-то 500 млн долларов.
По словам Дэвида Рикса (David Ricks), исполнительного директора «Илай Лилли», компания должна стать более гибкой как международное предприятие: за счет ускоренного движения к долгосрочной цели роста доходов, увеличения операционной рентабельности и усиления конвейера препаратов-кандидатов. Высвобождаемые из постоянных издержек ресурсы будут пущены на переменные затраты, что поможет инвестировать в исследования и разработку.
Большинство увольнений состоится в рамках программы досрочного выхода на пенсию: служащие получат «улучшенные выходные пособия». Сокращение персонала затронет около 2 тыс. рабочих мест в Соединенных Штатах в различных областях деятельности. Будут закрыты научно-исследовательские центры в Нью-Джерси и Шанхае. На все эти мероприятия придется истратить порядка 1,2 млрд долларов.
«Илай Лилли», равно как «Санофи» (Sanofi) и «Ново Нордиск» (Novo Nordisk), продолжает испытывать нарастающее давление в секторе диабета: жесткая конкуренция между этими компаниями вынуждает непрестанно играть с ценообразованием. Так, 14-процентное увеличение отпускной цены в 2016 году привело лишь к 2,4-процентной прибавке доходов после всех скидок.
В сентябре 2016 года «Ново Нордиск» объявила о сокращении 1 тыс. человек в целях урезания расходов и усиления концентрации деятельности на «действительно инновационных» продуктах. В декабре это же сделала «Санофи», решившая избавиться от одной пятой сотрудников, занятых в продажах противодиабетических и сердечно-сосудистых медикаментов в США.
В настоящее время «Илай Лилли» погружена в развитие «Талса» (Taltz, иксекизумаб), вышедшего на рынок в апреле 2016 года. Этот антагонист интерлейкина 17A (IL-17A), одобренный для терапии умеренно-тяжелого псориаза и псориатического артрита (в Японии), должен подключить ряд новых назначений, включая анкилозирующий спондилит, буллёзный пемфигоид и гангренозную пиодермию. Согласно прогнозам EvaluatePharma, продажи иксекизумаба будут стремительно прибавлять, достигнув 2,48 млрд долларов в 2022 году.
Большие планы у «Илай Лилли» на противораковые «Цирамза» (Cyramza, рамуцирумаб), антагонист рецептора 2 фактора роста эндотелия сосудов (VEGFR2), «Лартруво» (Lartruvo, оларатумаб), ингибитор альфа-рецептора фактора роста тромбоцитов (PDGFRA), а также дожидающийся регуляторного одобрения абемациклиб (abemaciclib). В целом компания решила всерьез заняться развитием онкологического портфеля, интенсивно разрабатывая множество перспективных препаратов-кандидатов.
Основной проблемой является противоревматоидный «Олумиант» (Olumiant, барицитиниб): этот совместный с «Инсайт» (Incyte) ингибитор Янус-киназ 1 и 2 (JAK1 и JAK2) одобрен в Европе и Японии, однако не может этого сделать в Соединенных Штатах — на ключевом фармацевтическом рынке. Регулятор не включает ему зеленый свет в связи с опасениями по части безопасности. Препарат, возможно, появится в американской продаже только в середине 2018 года.