Руководители Европейского союза проголосовали за перемещение Европейского агентства по лекарственным средствам (EMA) из Лондона в Амстердам, притом что Европейская служба банковского надзора (EBA) переедет в Париж. Процедура связана с Брекзитом — выходом Великобритании из состава ЕС, инициированным посредством референдума в июне 2016 года. Процесс завершится до конца марта 2019-го.
Выбор нового дома для EMA проводился в рамках прозрачного, хотя и беспрецедентно сложного и тайного, состоявшего из трех раундов, голосования, по итогам которого Амстердам обошел Милан, а Париж победил Дублин. В ходе отбора сообщество возмущалось, почему никакая из стран из Центральной и Восточной Европы не вошла в финальный список конкурсантов.
EMA уместно рассматривать прибыльным предприятием. Эта организация, занимающаяся, как и Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), одобрением новых препаратов и отслеживанием безопасности существующих, располагает годовым бюджетом свыше 300 млн евро и штатом в 900 человек. Ежегодно EMA привлекает 36 тыс. посетителей из правительственных структур, научных учреждений и фармацевтических компаний.
Внутренние опросы показали, что большинство сотрудников уволились бы из EMA в случае выбора неприемлемой локации для штаб-квартиры. Между тем Амстердам оказался самым востребованным городом.
Среди множества критериев, в том числе негласных, для участвовавших в конкурсе городов: удобство воздушного сообщения (в том числе с Вашингтоном и Токио), обеспеченность интернациональными школами, студенческие стипендии, поддержка международных организаций на национальном уровне. По аналогии с тем, как штаты США соперничают за расположение корпоративных штаб-квартир, страны — члены ЕС вовсю рекламировали себя, обещая налоговые льготы, офисы без арендной платы и даже бесплатное посещение музеев для сотрудников EMA и членов их семей.
Тендерное уведомление, недавно опубликованное EMA, свидетельствует о выделении почти 32 млн фунтов (42 млн долларов), которые пойдут на оплату труда временных служащих, необходимых для возмещения потерь штата в связи с исходом из Лондона.