Мировой рынок терапии рассеянного склероза в 2015 году составлял 20,01 млрд долларов. Согласно оценкам экспертов Grand View Research, ожидается непрестанное расширение этого сегмента вплоть до 2024 года, и драйверами в данном случае выступают равно как рост числа пациентов с рецидивирующе-ремиттирующей (RRMS) и вторично-прогрессирующей (SPMS) формами болезни на фоне увеличения спроса на новые сильнодействующие препараты.
Сейчас применяются две группы лекарственных средств, иммуномодуляторы и иммунодепрессанты, и к первой относятся следующие медикаменты:
- «Копаксон» (Copaxone, глатирамера ацетат);
- «Авонекс»/«Плегриди» (Avonex/Plegridy, интерферон бета-1a/пегинтерферон бета-1a);
- «Гилениа» (Gilenya, финголимод);
- «Тизабри» (Tysabri, натализумаб);
- «Бетасерон»/«Экставиа» (Betaseron/Extavia, интерферон бета-1b);
- «Текфидера» (Tecfidera, диметилфумарат);
- «Ребиф» (Rebif, интерферон бета-1a);
- «Ампира»/«Фампира» (Ampyra/Fampyra, фампридин).
Список иммунодепрессантов относительно скуден:
- «Абаджио» (Aubagio, терифлуномид);
- «Лемтрада» (Lemtrada, алемтузумаб);
- «Окревус» (Ocrelizumab, окрелизумаб);
- «Зинбрайта» (Zinbryta, даклизумаб).
В 2015 году сегмент иммуномодуляторов превалировал: высокая частота назначений, лояльность к брендам, широкий выбор альтернатив. Между тем иммунодепрессанты покажут, как ожидается в ближайшие десять лет, сильный рост (более 19%): готовящиеся к коммерциализации «Зинбрайта» и «Окревус» характеризуются высокой эффективностью, низкой требуемой дозировкой, минимальным набором побочных реакций.
Препараты для терапии рассеянного склероза подразделяются на пероральные, внутривенные и инъекционные. Именно первая категория продемонстрирует самый быстрый среди прочих 14-процентный рост: спасибо таким новейшим лекарственным средствам, как озанимод (оzanimod), лахинимод (laquinimod), сипонимод (siponimod, или BAF312).
В 2016 году число вновь заболевших рассеянным склерозом составит приблизительно 1 млн человек.
Ключевые игроки в этом сегменте: «Байоджен» (Biogen), «Тева фармасьютикал» (Teva Pharmaceutical), «Байер» (Bayer), «Пфайзер» (Pfizer), «Санофи» (Sanofi), «Мерк и Ко» (Merck & Co.), «Новартис» (Novartis). Они вовсю вовлечены в инициативы разработки новых продуктов, что важно в условиях сильной конкуренции. Так, в 2013-м «Байоджен» предложила «Текфидеру», который к концу 2016-го внесет минимум 35-процентный вклад в сбыт четырех ABCR-препаратов («Авонекс», «Бетасерон», «Копаксон», «Ребиф»).