«Аллерган» (Allergan) выложит 1,69 млрд долларов за приобретение «Тобира терапьютикс» (Tobira Therapeutics), что в 19 раз больше рыночной стоимости последней. «Тобира» вплотную занимается вопросом терапии неалкогольного стеатогепатита (НАСГ), или неалкогольной жировой болезни печени. Это заболевание возникает в связи с накоплением в печени жира вкупе с воспалением и повреждением клеток — итогом становится рубцевание печени и повышенный риск развития цирроза, рака и недостаточности. Одобренных препаратов для лечения НАСГ пока не существует.
В июле курс акций «Тобира» упал почти наполовину, после того как экспериментальный ценикривирок (cenicriviroc) не добрался до первичной конечной точки в фазе IIb клинических испытаний CENTAUR среди 289 взрослых пациентов с НАСГ, страдающих фиброзом печени. Препарат не смог понизить на два пункта индекс активности заболевания (NAFLD Activity Score, NAS), выраженный как сумма отдельных баллов по части жировой дистрофии печени, гепатоцеллюлярного баллонирования, лобулярного воспаления. Однако продемонстрировал клинически и статистически достоверные улучшения в отношении фиброза после одного года лечения.
В 2017 году «Тобира» запустит фазу III исследований ценикривирока. Кроме того, медикамент готовится для испытаний среди страдающих первичным склерозирующим холангитом — редким воспалительным заболеванием печени.
Ценикривирок является мощным иммуномодулятором, блокирующим пару хемокиновых рецепторов, CCR2 и CCR5, достаточно хитрым способом вовлеченных в воспалительный и фиброгенный сигнальные пути НАСГ. В январе 2015 года лекарство получило от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) статус ускоренного рассмотрения.
В портфеле «Тобира» есть также эвоглиптин (evogliptin), селективный ингибитор дипептидилпептидазы-4 (DPP4). Молекула контролирует уровень глюкозы посредством предотвращения распада инкретиновых гормонов — глюкозозависимого инсулинотропного полипептида (GIP) и глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1), которые стимулируют секрецию инсулина в ответ на повысившийся во время приема пищи уровень глюкозы. В октябре 2015 года Южная Корея одобрила применение эвоглиптина в форме препарата «Суганон» (Suganon) среди пациентов с диабетом 2-го типа. В случае НАСГ доказано, что тяжесть заболевания напрямую коррелирует с повышением сывороточного титра и экспрессии DPP4.
Согласно экспертным прогнозам, мировой рынок препаратов для терапии НАСГ превысит 20 млрд долларов к 2025 году, вот почему игроки фармотрасли вплотную заинтересованы в этом направлении. Так, в ноябре 2015 года французская «Дженфит» (Genfit) приступила к фазе III клинических испытаний НАСГ-лекарства элафибранора (elafibranor), двойного агониста альфа- и дельта-рецепторов, активируемых пероксисомными пролифераторами (PPARα и PPARδ).
В апреле «Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences) авансом заплатила 400 млн долларов за препарат-кандидат против НАСГ, разрабатываемый «Нимбус терапьютикс» (Nimbus Therapeutics), которую поддерживает Фонд Билла и Мелинды Гейтс. Еще 800 млн долларов будут выданы по мере достижения результативности его испытаний. Речь идет об ингибиторе ацетил-КоА-карбоксилазы, потенциально пригодном в том числе против гепатоцеллюлярной карциномы.
В мае «Интерсепт фармасьютикалс» (Intercept Pharmaceuticals) заручилась одобрением FDA на «Окалива» (Ocaliva, обетихолевая кислота) для терапии первичного билиарного цирроза, что, впрочем, не исключает расширения его применения в случае НАСГ.
В сентябре стало известно, что FDA в ускоренном порядке рассмотрит экспериментальный воликсибат (volixibat) авторства «Шайр» (Shire). Препарат, находящийся в фазе I клинических испытаний и предназначенный для терапии НАСГ с фиброзом печени, выступает ингибитором апикального натрий-зависимого транспортера желчной кислоты (белка, отвечающего за рециркуляцию желчных кислот из кишечника в печень).