Американский окружной суд Делавера отменил четыре патента «Тева фармасьютикал индастриз» (Teva Pharmaceutical Industries) на пролонгированную версию «Копаксона» (Copaxone, глатирамера ацетат), применяемого для терапии рассеянного склероза. Это ставит под удар миллиарды долларов дохода.
Впрочем, не факт, что толпа генерических копий незамедлительно выйдет в свет — им еще предстоит проделать ряд шагов, включая регуляторную регистрацию. Опять же Эрез Выгодман (Erez Vigodman), исполнительный директор «Тева», сообщил, что компания подаст апелляцию. Как ожидается, израильский дженериковый гигант попросит о судебном запрете, препятствующем запуску каких-либо клонов препарата до тех пор, пока не будет завершены все разбирательства вокруг интеллектуальной собственности на «Копаксон».
Тем временем «Тева» продолжает вести иски, предъявленные конкурентам на пятый и шестой патенты.
В 2013 году суд отменил патенты на оригинальную ежедневную, короткого действия 20-мг рецептуру «Копаксона», но компания из Петах-Тиквы быстро, прежде чем какие-либо дженерики начнут разрушать бизнес, сориентировалась, перебросив большинство своих пациентов на усовершенствованную версию лекарства c 40-мг дозой для приема трижды в неделю.
Однако сейчас суд установил, что нет никакой разницы между подкожным введением однократной 40-мг дозы или двойной 20-мг дозы через день. В итоге, если патентный щит падет полностью, не останется вариантов спасения «Копаксона», который, будучи топовым продуктом в портфеле «Тева», заработал для нее в 2016 году без малого 4 млрд долларов. И это плохие новости для акционеров.
Всему виной, с одной стороны, союз «Майлан» (Mylan) и индийской «Натко фарма» (Natco Pharma), и с другой, альянс между «Сандоз» (Sandoz), как подразделения «Новартис» (Novartis), и «Момента фармасьютикалс» (Momenta Pharmaceuticals), набросившиеся на «Копаксон»: первые хотят собственный 40-мг дженерик, а вторые напористо продвигают генерическую 20-мг копию в лице «Глатопа» (Glatopa, глатирамера ацетат).
Минувший год оказался для «Тева» относительно неудачным. Курс акций упал почти на половину, сделка по поглощению «Актавис» (Actavis) затянулась, глава дженерикового бизнеса внезапно уволился, покупка мексиканской «Римса» (Rimsa) себя напрочь не оправдала, Соединенные Штаты влепили штраф на полмиллиарда долларов за практику подкупа и взяток в России, Мексике и на Украине. Наконец, на днях «Тева» согласилась расплатиться за чужие ошибки на сумму почти в 250 млн долларов.