«Амджен» (Amgen), разумеется, хотела бы, чтобы селективный протеасомный ингибитор «Кипролис» (Kyprolis, карфилзомиб), полученный в составе купленной в 2013 году за 10,4 млрд «Оникс фармасьютикалс» (Onyx Pharmaceuticals), получил назначение в качестве терапии множественной миеломы первой линии. Однако пока ему не удается справиться с уже перволинейным «Велкейдом» (Velcade, бортезомиб), продвигаемым «Такеда фармасьютикал» (Takeda Pharmaceutical).
Предварительный анализ фазы III клинических исследований ENDEAVOR выявил, что получилось добраться до вторичной конечной точки как общей выживаемости. Изученные пациенты (n=929), множественная миелома которых столкнулась с рецидивом после хотя бы одного, но не более трех предшествовавших терапевтических курсов, показали длительность жизни на 7,6 месяцев дольше в случае карфилзомиба (в сочетании с дексаметазоном) по сравнению с применением бортезомиба (с тем же дексаметазоном). Медиана общей выживаемости составила 47,6 месяцев в первой группе и 40,0 — во второй.
Тем временем поджимают конкурирующие препараты второй линии. Так, в ноябре 2015 года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) перевело на второлинейный уровень «Нинларо» (Ninlaro, иксазомиб) разработки «Такеда» и «Эмплисити» (Empliciti, элотузумаб), продвигаемый «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb) и «ЭббВи» (AbbVie). Через год, в ноябре 2016-го, это же было сделано для препарата «Дарзалекс» (Darzalex, даратумумаб), за которым стоит «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson) и который готовился к этому еще с лета.