«Рош» (Roche), отчитавшаяся о работе за девять месяцев 2017 года, сообщила о 5-процентном росте фармацевтического бизнеса (до 30,64 млрд швейцарских франков) в сравнении с таким же периодом 2016-го. Общий доход компании из Базеля увеличился на такой же процент, составив 39,43 млрд франков.
Прибавка денежных потоков была простимулирована главным образом запуском новых лекарственных средств: «Окревусом» (Ocrevus, окрелизумаб) против рассеянного склероза, иммуноонкологическим «Тецентриком» (Tecentriq, атезолизумаб), «Алецензой» (Alecensa, алектиниб) для терапии рака легкого.
В третьем квартале спрос на «Ритуксан»/«Мабтеру» (Rituxan/MabThera, ритуксимаб) в Европейском союзе снизился на 16% (до 406 млн франков), что объясняется появлением биосимиляров в лице «Труксимы» (Truxima) и «Риксатона» (Rixathon). На первый южнокорейская «Селлтрион хелскеа» (Celltrion Healthcare) получила одобрение в феврале, на второй «Сандоз» (Sandoz), как часть «Новартис» (Novartis), заручилась разрешением в июне. В дальнейшем негативное влияние биокопий будет только нарастать. Мировые продажи оригинального ритуксимаба прибавили 1% (до 1,78 млрд франков).
Соединенным Штатам еще предстоит ощутить влияние биосимиляров ритуксимаба, что произойдет в течение ближайших нескольких лет. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) в июне и сентябре включило зеленый свет вышеуказанным биоаналогам. Кроме того, в июле были разрешены биокопии «Авастина» (Avastin, бевацизумаб) и «Герцептина» (Herceptin, трастузумаб)
Путь «Рош» и полагает, что к борьбе готова, в том числе посредством подкожных рецептур ритуксимаба и трастузумаба, которые, понятное дело, удобнее в применении, нежели внутривенные. Однако всему рано или поздно наступает конец. Если в 2016 году ведущая тройка из «Ритуксана»/«Мабтеры», «Авастина» и «Герцептина» обогатила «Рош» на 20,87 млрд франков, то в 2022-м, согласно прогнозам EvaluatePharma, она принесет вдвое меньше — 11,07 млрд франков.
Вот почему швейцарский фармацевтический локомотив изыскивает способы восполнения грядущих потерь, связанных с исчезновением патентного щита у лекарственных блокбастеров. Поставленной задаче помогут в особенности «Тецентрик», «Окревус» и «Перьета» (Perjeta, пертузумаб), которые, пробравшись в пятерку топовых медикаментов «Рош», заработают для нее 12,82 млрд франков в 2022 году.