«Алеценза» (Alecensa, алектиниб) авторства «Рош» (Roche) получил в Управлении по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) разрешение на использование в качестве терапии первой линии пациентов с метастатическим немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ) с положительной опухолевой мутацией ALK (киназа анапластической лимфомы). До этого этот тирозинкиназный ингибитор ALK и RET применялся в случае, если НМРЛ прогрессирует или не отвечает на применение «Ксалкори» (Xalkori, кризотиниб), за которым стоит «Пфайзер» (Pfizer).
Клинические испытания ALEX фазы III на 303 пациентах продемонстрировали, что алектиниб уменьшает риск ухудшения течения заболевания или смертельного исхода на 47% в сравнении с кризотинибом (ОР 0,53; p<0,0001). Медиана выживаемости без прогрессирования в группе «Алецензы» составила 25,7 месяцев против 10,4 месяцев в группе «Ксалкори». Алектиниб также на относительных 84% снижает риск распространения рака в головной мозг или центральную нервную систему или роста там же (p<0,0001).
Таким образом, «Алеценза» стал вровень не только с «Ксалкори», но и «Зикадией» (Zykadia, церитиниб) авторства «Новартис» (Novartis), в мае переведенным в статус препарата первой линии. Новейшему «Аланбригу» (Alunbrig, бригатиниб), продвигаемому «Такеда фармасьютикал» (Takeda Pharmaceutical), это еще предстоит. Тем временем «Пфайзер» готовит замену кризотинибу в лице экспериментального лорлатиниба (lorlatinib), который решительно обходит все вышеупомянутые ALK-ингибиторы. Согласно прогнозам EvaluatePharma, в 2022 году продажи алектиниба, кризотиниба, бригатиниба, церитиниба и лорлатиниба выйдут на уровень 885, 561, 388, 231 и 108 млн долларов соответственно.