«Бавенсио» (Bavencio, авелумаб), продвигаемый «Мерк КГаА» (Merck KGaA) и «Пфайзер» (Pfizer), не смог, выступая в качестве препарата третьей линии, улучшить общую выживаемость в сравнении с химиотерапией (паклитаксел или иринотекан) в лечении пациентов с неоперабельной, рецидивирующей или метастатической аденокарциномой желудка или пищеводно-желудочного соустья. Опорные клинические испытания JAVELIN Gastric 300 фазы III охватили 371 пациента (вне зависимости от уровня экспрессии PD-L1), заболевание которых прогрессировало после двух курсов химиотерапии.
По словам исследователей, третьелинейное ведение рака желудка чрезвычайно тяжело ввиду онкологической гетерогенности, притом что само испытание стало первым таковым, когда для сопоставления с ингибитором иммунных контрольных точек была выбрана химиотерапия, а не плацебо. Тем временем в рамках JAVELIN Gastric 100 продолжается изучение перволинейной поддерживающей терапии авелумабом, назначаемым сразу после индукционной химиотерапии; результаты будут готовы к началу 2019 года.
В сентябре «Китруда» (Keytruda, пембролизумаб), за которым стоит «Мерк и Ко» (Merck & Co.), был в ускоренном порядке разрешен при рецидивирующей местнораспространенной или метастатической аденокарциноме желудка или пищеводно-желудочного соустья с опухолевой экспрессией PD-L1 после правала двух и более курсов химиопрепаратами. Тогда же и «Опдиво» (Opdivo, ниволумаб), которым занимается «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb), сделал аналогичный шаг вперед, правда, только в Японии.
Не исключено, «Бавенсио» не смог продемонстрировать должную эффективность потому, что, во-первых, он замахнулся на широкий пул пациентов (без оглядки на статус PD-L1), и, во-вторых, по причине разницы в таргетированности: пембролизумаб и ниволумаб нацелены на белок программируемой клеточной смерти 1, тогда как авелумаб — на его лиганд. Опять же в случае «Бавенсио» сравнение проводилось с химиотерапией, тогда как в клинических испытаниях «Китруды» проводилось несравнительное исследование, а «Опдиво» сопоставлялся с плацебо.
Как бы то ни было, для фармпроизводителей рак желудка видится перспективной областью разработки лекарственных средств: он является пятым по распространенности среди онкологических заболеваний и третьим, наиболее часто приводящим к смертельным онкологическим исходам.
В настоящее время авелумаб одобрен для двух показаний: при метастатической карциноме Меркеля и местнораспространенной или метастатической уротелиальной карциноме — в обоих случаях как препарат терапии второй линии. Первое заболевание относится к редкой онкологии кожи, вторая патология может вестись всеми четырьмя другими ингибиторами PD-(L)1. По итогам «Мерк КГаА» и «Пфайзер» надо весьма стараться, чтобы привлечь спрос к «Бавенсио».