Коротко
- «Ново Нордиск» (Novo Nordisk) сделала предложение «Аблинкс» (Ablynx) в попытках купить ее за 2,6 млрд евро (3,1 млрд долларов), рассчитанных как 28 евро (33,66 долларов) за акцию и право на дополнительную выплату акционерам 2,50 евро (3,01 долларов) за ценную бумагу. Переговоры начались в декабре 2017 года со стартовых 26,75 евро (31,57 долларов).
- Правление бельгийского биотехнологического предприятия пока, впрочем, отказывается продавать бизнес, ссылаясь на то, что поступившее предложение «существенно недооценивает» компанию. По мнению отраслевых наблюдателей, согласие может наступить в случае подъема предложения до 36 евро (43,15 долларов) за акцию. Не исключено, к торгам подключатся отраслевые гранды вроде «Новартис» (Novartis), «Шайр» (Shire), «Санофи» (Sanofi).
- Датский инсулиновый король стремится диверсифицировать бизнес, ликвидировав зависимость доходов от противодиабетических препаратов. Направление редких заболеваний усматривается выгодным, учитывая традиционно высокие цены на соответствующие медикаменты. Если сделка состоится, она станет самой крупной в новейшей истории «Ново Нордиск».
Подробности
В руках «Аблинск» находится перспективный каплацизумаб (caplacizumab), ожидаемый к регуляторному одобрению в этом году. Препарат-кандидат предназначен для терапии очень редкого заболевания, связанного с нарушением свертываемости крови, — приобретенной тромботической тромбоцитопенической пурпуры (aTTP), или синдрома Мошковица. Каплацизумаб, будучи мощным избирательным бивалентным нанотелом против ультракрупных факторов фон Виллебранда (vWF), ингибирует взаимодействие между последними и тромбоцитами посредством таргетирования A1-домена vWF. Лекарство должно стать первой альтернативой обменному плазмаферезу (плазмозамене).
В июле 2017 года «Санофи» оформила соглашение с «Аблинск» на потенциальных 2,4 млрд долларов. Французский фармгигант заинтересовался фирменной платформой однодоменных антител — так называемых нанотел — в их применимости к терапии аутоиммунных воспалительных заболеваний. Если обычные антитела состоят из двух тяжелых и двух легких цепей протеинов, нанотела представлены единственным мономерным вариабельным доменом. При этом сохраняются уникальные структурные и функциональные особенности естественных антител только с тяжелой цепью.
Нанотела построены из приблизительно 110 аминокислот и характеризуются скромной молекулярной массой в несколько десятков кДа (одна десятая от обычного антитела). Как и полноценные антитела, они наделены такой же аффинностью к антигенам, но при этом более устойчивы к нагреванию (выдерживают до 90 °C) и детергентам. Стабильность в присутствии желудочной кислоты и протеаз зависит от аминокислотной последовательности. Некоторые нанотела остаются активными в желудочно-кишечном тракте после перорального приема, хотя низкий показатель их абсорбции препятствует созданию таковых с системной активностью.
Нанотела, ввиду их небольшого размера и уникальной структуры, характеризуются рядом выгодных особенностей:
Многонаправленность. Терапевтические соединения могут содержать несколько строительных блоков нанотел либо объединяться с другими белковыми доменами или молекулами. Нанотела могут быть мультиспецифичными (связываться с различными мишенями), мультивалентными (связываться с идентичными мишенями), бипаратопными (связываться с различными эпитопами одной мишени).
Сложные мишени. Нанотела могут взаимодействовать с эпитопами, до которых не добираются более крупные традиционные антитела. Разработаны функциональные избирательные нанотела против рецепторов, сопряженных с G-белком (GPCR), а также ион-, лиганд- и потенциал-зависимых ионных каналов.
Альтернативные пути доставки. Благодаря устойчивости и стабильности нанотел их можно назначать внутривенно, подкожно, ингаляционно (для доставки в ЖКТ). Существуют предпосылки для реализации офтальмологической и пероральной рецептур.
Управляемый период полувыведения нанотел за счет их связывания с сывороточным альбумином варьирует от нескольких часов до более чем трех недель, что востребовано в случае разницы в ведении острого и хронического заболевания.
Клеточная и тканевая специфичность нанотел обеспечивает их концентрацию только в нужном месте, избавляя организм от системной токсичности.
Цитотоксические конъюгаты. Нанотела применимы в технологии антител, нагруженных лекарственным средством, предназначенной для доставки противораковых препаратов к опухолевым клеткам.
Производство. Нанотела кодируются единичными генами и эффективно производятся различными прокариотическими и эукариотическими клетками бактерий, дрожжей, млекопитающих.
На конвейере «Аблинкс» собрано свыше 45 нанотел, разрабатываемых самостоятельно и в партнерстве с такими фармпроизводителями, как «Бёрингер Ингельхайм» (Boehringer Ingelheim), «Мерк КГаА» (Merck KGaA), «Мерк и Ко» (Merck & Co.), «Новартис», «Ново Нордиск», «Санофи», японская «Таисё фармасьютикал» (Taisho Pharmaceutical), китайская «Эддингфарм» (Eddingpharm). При этом восемь препаратов-кандидатов находятся на стадии клинических испытаний.
Впрочем, без проблем не обходится. Так, в октябре 2016 года «ЭббВи» (AbbVie) не захотела лицензировать у «Аблинкс» совместно разрабатываемое для терапии ревматоидного артрита нанотело вобарилизумаб (vobarilizumab) ввиду определенных провалов в двух клинических испытаниях фаз IIb. «Аблинкс» пробует самостоятельно либо при участии какого-либо нового партнера довести вобарилизумаб, таргетированный на рецептор интерлейкина 6 (IL-6R), до фазы III, в том числе в лечении системной красной волчанки.
-
Уведомление: Sanofi купила Ablynx | МОСМЕДПРЕПАРАТЫ