Коротко
- «Санофи» (Sanofi) подписала с бельгийской «Аблинкс» (Ablynx) соглашение, которое, если сойдутся звезды, принесет последней невероятную сумму в 2,4 млрд евро плюс роялти от продаж готовых продуктов. Сейчас, впрочем, авансом заплачено лишь 23 млн евро, а также выданы 8 млн евро на запуск проекта.
- Французский фармгигант получил доступ к имеющемуся конвейеру препаратов-кандидатов, а также фирменной платформе на базе которой они построены. Партнерство вращается вокруг восьми экспериментальных лекарств, нацеленных на иммуноопосредованные воспалительные заболевания. Какие именно патологии интересуют «Санофи», пока неизвестно: очевидно, это ревматоидный артрит, псориаз, системная красная волчанка, а также хронические болезни типа астмы и атопического дерматита (экземы). Согласно прогнозам экспертов GlobalData, мировой иммунологический рынок поднимется с прошлогодних почти 58 млрд долларов до более чем 75 млрд долларов в 2022 году.
- «Санофи» пытается расширить свой бизнес, зависящий от противодиабетических лекарств, спрос на которые падает ввиду конкурентного давления. В целом ей это удается: в партнерстве с «Ридженерон фармасьютикалс» (Regeneron Pharmaceuticals) запущен «Дупиксент» (Dupixent, дупилумаб) для терапии атопического дерматита и вышел в свет «Кевзара» (Kevzara, сарилумаб) против ревматоидного артрита.
Подробности
«Аблинкс» располагает фирменной биотехнологической платформой однодоменных антител — так называемых нанотел. Если обычные антитела состоят из двух тяжелых и двух легких цепей протеинов, нанотела представлены единственным мономерным вариабельным доменом. При этом сохраняются уникальные структурные и функциональные особенности естественных антител только с тяжелой цепью.
https://www.youtube.com/watch?v=A2kzdfjU6fU
Нанотела построены из приблизительно 110 аминокислот и характеризуются скромной молекулярной массой в несколько десятков кДа. Как и полноценные антитела, они наделены такой же аффинностью к антигенам, но при этом более устойчивы к нагреванию (выдерживают до 90 °C) и детергентам. Стабильность в присутствии желудочной кислоты и протеаз зависит от аминокислотной последовательности. Некоторые нанотела остаются активными в желудочно-кишечном тракте после перорального приема, хотя низкий показатель их абсорбции препятствует созданию таковых с системной активностью.
На конвейере «Аблинкс» собрано свыше 45 нанотел, разрабатываемых самостоятельно и в партнерстве с такими фармпроизводителями, как «Бёрингер Ингельхайм» (Boehringer Ingelheim), «Мерк КГаА» (Merck KGaA), «Мерк и Ко» (Merck & Co.), «Новартис» (Novartis), «Ново Нордиск» (Novo Nordisk), японская «Таисё фармасьютикал» (Taisho Pharmaceutical), китайская «Эддингфарм» (Eddingpharm). При этом восемь препаратов-кандидатов находятся на стадии клинических испытаний.
В феврале «Аблинкс» подала в Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) заявку на маркетинговое разрешение нанотела каплацизумаб (caplacizumab) для терапии очень редкого заболевания, связанного с нарушением свертываемости крови, — приобретенной тромботической тромбоцитопенической пурпуры (aTTP), или синдрома Мошковица. Каплацизумаб, будучи мощным селективным бивалентным нанотелом против ультракрупных факторов фон Виллебранда (vWF), ингибирует взаимодействие между последними и тромбоцитами посредством таргетирования A1-домена vWF. Лекарство станет первой альтернативой обменному плазмаферезу (плазмозамене).
https://www.youtube.com/watch?v=Fg8xEmgl2cU
Впрочем, без проблем не обходится. Так, в октябре 2016 года «ЭббВи» (AbbVie) отказалась лицензировать у «Аблинкс» совместно разрабатываемое для терапии ревматоидного артрита нанотело вобарилизумаб (vobarilizumab) ввиду определенных провалов в двух клинических испытаниях фаз IIb. «Аблинкс» пробует самостоятельно либо при участии какого-либо нового партнера довести вобарилизумаб, таргетированный на рецептор интерлейкина 6 (IL-6R), до фазы III.