«Мерк КГаА» (Merck KGaA) наконец-то определилась с покупателем своего потребительского бизнеса: «Проктер энд Гэмбл» (Procter & Gamble) заплатит наличными 3,4 млрд евро (4,2 млрд долларов). Сделка предполагается к закрытию к концу года. Избавление от нестратегических активов позволит сфокусироваться на трех основных направлениях, занимающихся здравоохранением, медико-биологическими науками, химическими материалами.
О желании искомой продажи «Мерк КГаА» заявила в сентябре 2017 года. К активу присматривались многие: пищевой гигант «Нестле» (Nestlé), ирландская «Перриго» (Perrigo), «Майлан» (Mylan), британская «Рекитт Бэнкизер» (Reckitt Benckiser), а также контролирующие немецкую «Штада арцнаймиттель» (Stada Arzneimittel) инвестиционные группы Bain Capital и Cinven. Продавец рассчитывал выручить больше — приблизительно 4 млрд евро.
Портфель безрецептурных препаратов «Мерк КГаА» включает такие бренды, как мультивитаминно-минеральные и пробиотические комплексы «Бион» (Bion), «Фемибион» (Femibion), «Нейробион» (Neurobion) и «Севен сиз» (Seven Seas), антиконгестант «Називин» (Nasivin, оксиметазолин), пробиотик «Вивера» (Vivera), местное обезболивающее «Китта» (Kytta, окопник). Они реализуются преимущественно в Европе, Латинской Америке и Азии. В период 2015–2017 гг. продажи выросли на 6%, в прошлом году доход составил 911 млн евро (1,1 млрд долларов).
Приобретение органично дополнит ассортимент «Проктер энд Гэмбл», представленный симптоматическими средствами против простуды, гриппа и кашля «Викс» (Vicks), слабительным «Метамуцил» (Metamucil, псиллиум), противоязвенным и противодиарейным «Пепто-Бисмол» (Pepto-Bismol, висмута субсалицилат), средствами для ухода за полостью рта «Крест» (Crest) и «Блендамед» (Blend-a-Med), зубными щетками «Орал-Би» (Oral-B).
1 июля «Проктер энд Гэмбл» и «Тева фармасьютикал индастриз» (Teva Pharmaceutical Industries) выйдут из совместного безрецептурного предприятия «ПиДжиТи хелскеа» (PGT Healthcare), сформированного в ноябре 2011 года.
Тем временем «Пфайзер» (Pfizer) по-прежнему не может найти желающих купить у нее потребительский бизнес, за который американский фармгигант хочет получить не менее 20 млрд долларов. «Рекитт Бэнкизер» была бы не прочь, но продажа по частям невозможна. «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline) избрала иной путь, взяв под полный контроль совместный с «Новартис» (Novartis) безрецептурный бизнес, запущенный в апреле 2014 года: за 13 млрд долларов у швейцарской фармкомпании была выкуплена ее 36,5-процентная доля.
Высокофрагментированный мировой потребительский рынок здравоохранения, оценивающийся в 233 млрд долларов, в последние годы начинает консолидироваться. Для фармацевтических компаний, сосредоточенных на инновационных и прибыльных лекарственных средствах, безрецептурные препараты, как не дающие должной маржи, постепенно теряют смысл. Их продажи растут медленно, а обновление брендов и маркетинговые инициативы требуют внушительных затрат. Конкуренцию нагнетают сетевые магазины типа Walmart и Costco Wholesale, онлайновые ретейлеры вроде Amazon.