«ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline) и «Рекитт Бэнкизер» (Reckitt Benckiser), единственные из остававшихся участников торгов за безрецептурный бизнес «Пфайзер» (Pfizer), отказались от продолжения борьбы. Ранее ряды аукционеров покинули швейцарский пищевой гигант «Нестле» (Nestlé), «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson) и «Санофи» (Sanofi).
Есть мнение, что для «ГлаксоСмитКляйн» покупка оказалась бы слишком дорогостоящей, впоследствии негативным образом отразившейся на стратегическом распределении капитала и выплате дивидендов. «Рекитт Бэнкизер» хотела завладеть определенной частью актива «Пфайзер», но продажа возможна лишь целиком.
Очевидно, отпугнул ценник — не менее 20 млрд долларов, которые желает выручить американский фармгигант. Опять же стоит вопрос: сможет ли новый владелец упорно заниматься потребительской продукцией так, чтобы планомерно развивать ее, учитывая весьма низкую маржинальность. Существует также явная проблема с нарастающей конкуренцией со стороны дженериковых альтернатив, широко представленных в сетевых магазинах типа Walmart, и онлайновой торговли ретейлерами вроде Amazon.
В 2017 году потребительские продажи «Пфайзер» составили 3,47 млрд долларов, показав последовательный скромный 2-процентный рост относительно 2016 и 2015 гг. Портфель включает такие бренды, как витаминно-минеральные комплексы «Центрум» (Centrum), кальциевые добавки «Калтрейт» (Caltrate), анальгетики «Адвил» (Advil), бальзамы для губ «Чапстик» (ChapStick) и множество других.
«Пфайзер» не сдается: окончательное решение судьбы потребительского направления — полное или частичное отделение от материнской компании путем продажи или перевода в статус дочернего предприятия — еще не принято. Уместно напомнить, что с момента отпочкования ветеринарного бизнеса «Зоэтис» (Zoetis) в 2013 году, биржевые котировки «Пфайзер» утроились.
Американский фармацевтический локомотив ищет деньги, скорее всего, для осуществления какого-либо масштабного поглощения, и таковым вполне может стать «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb). Ранее «Пфайзер» провалила две попытки: в 2016 году не получилось слиться с «Аллерган» (Allergan) на общую сумму 160 млрд долларов, в 2014 году не удалось купить «АстраЗенека» (AstraZeneca) за 120 млрд долларов.
Сейчас свободных средств на счету «Пфайзер» — 30 млрд долларов с лишним, притом что долговых обязательств накоплено на 43,5 млрд долларов.
Если бы «ГлаксоСмитКляйн» крупно вложилась в безрецептурный бизнес, у нее не осталось бы свободных средств на другие возможные сделки слияний и поглощений. А таковые нужны, ведь новые медикаменты из стен британского фармпроизводителя выйдут не ранее 2020 года — и это в лучшем случае. Так что финансовые ресурсы пригодятся для экстернализации лекарственного конвейера.
Опять же деньги правильнее сберечь, чтобы дать отпор «Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences), недавно предложившей «Биктарви» (Biktarvy, биктегравир + эмтрицитабин + тенофовира алафенамид) для высокоактивной антиретровирусной терапии ВИЧ-инфекции. Остро стоит вопрос с поддержкой масштабного запуска вакцины «Шингрикс» (Shingrix) для профилактики опоясывающего лишая (опоясывающего герпеса) среди лиц старше 50 лет. К совсем юному «Треледжи Эллипта» (Trelegy Ellipta, флутиказона фуроат + умеклидиния бромид + вилантерол), ориентированному на хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ), вплотную подобрался экспериментальный PT010 (будесонид + гликопирроний + формотерола фумарат), разрабатываемый «АстраЗенека».