«ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline) и «Рекитт Бэнкизер» (Reckitt Benckiser), единственные из остававшихся участников торгов за безрецептурный бизнес «Пфайзер» (Pfizer), отказались от продолжения борьбы. Ранее ряды аукционеров покинули швейцарский пищевой гигант «Нестле» (Nestlé), «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson) и «Санофи» (Sanofi).

Есть мнение, что для «ГлаксоСмитКляйн» покупка оказалась бы слишком дорогостоящей, впоследствии негативным образом отразившейся на стратегическом распределении капитала и выплате дивидендов. «Рекитт Бэнкизер» хотела завладеть определенной частью актива «Пфайзер», но продажа возможна лишь целиком.

Очевидно, отпугнул ценник — не менее 20 млрд долларов, которые желает выручить американский фармгигант. Опять же стоит вопрос: сможет ли новый владелец упорно заниматься потребительской продукцией так, чтобы планомерно развивать ее, учитывая весьма низкую маржинальность. Существует также явная проблема с нарастающей конкуренцией со стороны дженериковых альтернатив, широко представленных в сетевых магазинах типа Walmart, и онлайновой торговли ретейлерами вроде Amazon.

В 2017 году потребительские продажи «Пфайзер» составили 3,47 млрд долларов, показав последовательный скромный 2-процентный рост относительно 2016 и 2015 гг. Портфель включает такие бренды, как витаминно-минеральные комплексы «Центрум» (Centrum), кальциевые добавки «Калтрейт» (Caltrate), анальгетики «Адвил» (Advil), бальзамы для губ «Чапстик» (ChapStick) и множество других.

«Пфайзер» не сдается: окончательное решение судьбы потребительского направления — полное или частичное отделение от материнской компании путем продажи или перевода в статус дочернего предприятия — еще не принято. Уместно напомнить, что с момента отпочкования ветеринарного бизнеса «Зоэтис» (Zoetis) в 2013 году, биржевые котировки «Пфайзер» утроились.

Американский фармацевтический локомотив ищет деньги, скорее всего, для осуществления какого-либо масштабного поглощения, и таковым вполне может стать «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb). Ранее «Пфайзер» провалила две попытки: в 2016 году не получилось слиться с «Аллерган» (Allergan) на общую сумму 160 млрд долларов, в 2014 году не удалось купить «АстраЗенека» (AstraZeneca) за 120 млрд долларов.

Сейчас свободных средств на счету «Пфайзер» — 30 млрд долларов с лишним, притом что долговых обязательств накоплено на 43,5 млрд долларов.

Если бы «ГлаксоСмитКляйн» крупно вложилась в безрецептурный бизнес, у нее не осталось бы свободных средств на другие возможные сделки слияний и поглощений. А таковые нужны, ведь новые медикаменты из стен британского фармпроизводителя выйдут не ранее 2020 года — и это в лучшем случае. Так что финансовые ресурсы пригодятся для экстернализации лекарственного конвейера.

Опять же деньги правильнее сберечь, чтобы дать отпор «Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences), недавно предложившей «Биктарви» (Biktarvy, биктегравир + эмтрицитабин + тенофовира алафенамид) для высокоактивной антиретровирусной терапии ВИЧ-инфекции. Остро стоит вопрос с поддержкой масштабного запуска вакцины «Шингрикс» (Shingrix) для профилактики опоясывающего лишая (опоясывающего герпеса) среди лиц старше 50 лет. К совсем юному «Треледжи Эллипта» (Trelegy Ellipta, флутиказона фуроат + умеклидиния бромид + вилантерол), ориентированному на хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ), вплотную подобрался экспериментальный PT010 (будесонид + гликопирроний + формотерола фумарат), разрабатываемый «АстраЗенека».

Важная информация

Mosmedpreparaty.ru — энциклопедический веб-ресурс о мире лекарств, специализированная научно-исследовательская и справочно-информационная аналитическая служба группы компаний «Мосмедпрепараты», таргетированная на ключевые события глобальной отрасли фармации, биотехнологий, медицины и здравоохранения.

  • Ничто на Mosmedpreparaty.ru не является рекламой или продвижением лекарственных препаратов, методов лечения, медицинских услуг.
  • Сведения и публикации Mosmedpreparaty.ru носят исключительно научно-просветительский и ознакомительный характер.
  • Медицинская информация, транслируемая Mosmedpreparaty.ru, предназначена только для специалистов в области здравоохранения и сфере обращения лекарственных средств.
  • Медицинская информация, содержащаяся на Mosmedpreparaty.ru, не предназначена для использования в качестве замены консультации со специалистом в области здравоохранения.
  • Ничто на Mosmedpreparaty.ru не должно истолковываться как предоставление медицинского совета или рекомендации и не может служить основанием для принятия каких-либо решений или осуществления каких-либо действий без участия специалиста в области здравоохранения.

Присутствие на веб-ресурсе Mosmedpreparaty.ru и ознакомление с его содержимым означает, что вы прочитали «Пользовательское соглашение» и приняли его условия.

Алексей Губарев

Бизнес-эксперт R&A-офиса Mosmedpreparaty.ru.
Дополнительная информация об Алексее и его контактные данные доступны в разделе «Научно-исследовательский офис».

Leave a comment

Расскажите нам, что вы думаете о написанном. Не исключено, у вас есть комментарии, дополнения или даже замечания. Mosmedpreparaty.ru приветствует читательские отклики и критику.

Перед тем, как что-либо спрашивать, рекомендуем ознакомиться с информацией в разделе «Вопросы и ответы», в котором мы отвечаем на частые вопросы, в том числе касающиеся лекарств и лечения. Пожалуйста, цените свое и наше время.

Ваш адрес email не будет опубликован.