Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) наконец-то разрешило «Пфайзер» (Pfizer) избавить «Чантикс» (Chantix, варениклин), который применяется для лечения никотиновой зависимости, от предупреждения по части негативных побочных эффектов, информация о которых в листке-вкладыше выделена черной рамкой. В ходе постмаркетингового исследования EAGLES, охватившего почти 8 тыс. курильщиков, установлено, что препарат не увеличивает риски психоневрологических состояний, к примеру, появления суицидальных мыслей. Более того, доказано, что варениклин эффективнее в сравнении с никотинзаместительной терапией пластырем и «Зибан» (Zyban, бупропион) авторства «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline).
В прошлом году варениклин заработал 671 млн долларов. «Пфайзер», которая пыталась снять «чернорамочное» предупреждение еще с 2009 года, надеется, что продажи однозначно прибавят. В свое время «Чантикс» стал одним из самых стремительно запускаемых препаратов американского гиганта. Так, в 2015 году на рекламу лекарства было потрачено 68,5 млн долларов: она заняла девятое место в рейтинге всех телевизионных реклам по объему вложений. В 2014-м на продвижение было пущено 103 млн долларов.
В 2013 году «Пфайзер» пришлось улаживать тысячи судебных исков: мол, варениклин приводит к суицидальному и депрессивному настроению. Компания была вынуждена заплатить истцам 288 млн долларов.