Коротко
- «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline) решила пустить под нож 33 экспериментальные лекарственные программы, включая 13 находящихся на стадии клинических испытаний и 20 — на доклинических. Масштабное сокращение проектов позволит сконцентрировать 80% научно-исследовательского бюджета на препаратах-кандидатах в четырех терапевтических областях: уже хорошо сформировавшихся (респираторной и ВИЧ/инфекционной) и набирающих силу (онкологической и иммуновоспалительной). Кроме того, существуют предпосылки для сворачивания направления редких заболеваний.
- Как заявила Эмма Уолмсли (Emma Walmsley), с апреля 2017 года занимающая кресло исполнительного директора «ГлаксоСмитКляйн», компания слишком тонко распыляется, тратя много ресурсов на разработку проектов, которые в конечном итоге проваливаются. В период 2006–2015 гг. было запущено 25 новых лекарств, что выше среднего количества по фармотрасли, однако оценочные пиковые продажи каждого из них не превышали 600 млн долларов, тем самым продемонстрировав один из самых низких показателей в индустрии, где он в среднем составляет 1,8 млрд долларов.
- Пересмотр приоритетов бизнеса, повышение эффективности цепочки поставок и уменьшение административных расходов приведут, как ожидается, к дополнительному 1 млрд фунтов ежегодной экономии к 2020 году.
Подробности
В онкологии «ГлаксоСмитКляйн» сделает упор на располагающиеся в клинических испытаниях фаз I/II ингибиторы иммунных контрольных точек (ИИКТ) GSK3174998 и GSK3359609, соответственно таргетированные на костимулирующий мембраносвязанный протеин OX40, или CD134, и индуцируемый T-клеточный костимулятор (ICOS). ИИКТ второго поколения должны органично дополнить уже существующие на рынке в лице блокаторов антигена-4 цитотоксических T-лимфоцитов (CTLA-4), белка программируемой смерти 1 (PD-1) и его лиганда (PD-L1).
Продолжится изучение конъюгата моноклонального антитела GSK2857916 против B-клеточного антигена созревания (BCMA) — важной мишени в лечении множественной миеломы, вопросами которой занимаются «Блюбёрд байо» (Bluebird Bio), «Кайт фарма» (Kite Pharma), «Джуно терапьютикс» (Juno Therapeutics) и «Новартис» (Novartis), активно вовлеченные в T-клеточную СAR-терапию.
Интерес также сохранился к TCR-терапевтическому GSK3377794, разрабатываемому совместно с «Адаптимьюн терапьютикс» (Adaptimmune Therapeutics) и нацеленному против раково-тестикулярного антигена NY-ESO-1. Он обкатывается в случаях миксоматозно-круглоклеточной липосаркомы, множественной миеломы, немелкоклеточного рака легкого, меланомы, рака яичников.
Британский фармгигант фактически заново выстраивает онкологический бизнес, после того как весной 2014 года был продан «Новартис» за 16 млрд долларов пакет противораковых препаратов с попутным приобретением за 7,1 млрд долларов вакцинного портфеля швейцарской компании.
Вместе с тем некоторые онкологические программы будут устранены из конвейера «ГлаксоСмитКляйн». Так, под нож попали GSK2816126, ингибитор энхансера гомолога 2 Zeste (EZH2), и GSK2879552, ингибитор лизин-(K)-специфической деметилазы 1A (LSD1), разрабатываемые в партнерстве с «Эпизайм» (Epizyme), сосредоточенной на эпигенетической терапии. К слову, принципы последней вообще оказались под большим сомнением: даром что ли «Рош» (Roche) разорвала соглашение с «Орайзн джиномикс» (Oryzon Genomics) на предмет развития LSD1-ингибитора ORY-1001.
Из всех лекарственных проектов, от которых избавится «ГлаксоСмитКляйн», самое большое удивление вызывает сирукумаб (sirukumab), уже известный под брендовым названием «Пливенсиа» (Plivensia). Это совместное с «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson) моноклональное антитело против интерлейкина 6 (IL-6) для терапии ревматоидного артрита ожидается к регуляторному одобрению совсем скоро. Отказ от сирукумаб обусловлен, возможно, чрезвычайной насыщенностью рынка ревматоидного артрита либо желанием заниматься только целиком собственными активами. Согласно прогнозам экспертов EvaluatePharma, к 2022 году продажи «Пливенсиа» выйдут на уровень 1,2 млрд долларов.