«Санофи» (Sanofi), согласно отраслевым слухам, изучает возможность избавления от направления безрецептурных препаратов и товаров для здоровья. Среди прорабатываемых вариантов: продажа, создание совместного предприятия, выход на биржу в лице полностью автономной компании. Последний вариант в ходе первичного размещения акций на фондовом рынке может привлечь 30 млрд долларов.
Инициатива, нацеленная на финансовое оздоровление французского фармпредприятия, исходит от Пола Хадсона (Paul Hudson) — нового исполнительного директора «Санофи», который, оставив пост главы фармацевтического бизнеса «Новартис» (Novartis), 1 сентября сменил Оливье Брандикура (Olivier Brandicourt). Окончательное решение еще не принято: осуществляется оценка мнения ключевых акционеров — обновленная стратегия развития «Санофи» будет предложена 10 декабря. Реструктуризация позволит сосредоточиться на существенно более прибыльных проектах, включая онкологию, гематологию и генную терапию.
Безрецептурный бизнес «Санофи» включает такие бренды, как антигистаминные «Аллегра» (Allegra, фексофенадин) и «Зантак» (Zantac, ранитидин), гепатопротектор «Эссенциале» (Essentiale, фосфолипиды), холиноблокатор «Бускопан» (Buscopan, гиосцина бутилбромид), пищеварительное ферментное средство «Фестал» (Festal, панкреатин + гемицеллюлаза + компоненты желчи), слабительное «Дульколакс» (Dulcolax, бисакодил), муколитик «Лазолван» (Lasolvan, амброксол) и множество других.
В 2018 году торговля безрецептурными препаратами и товарами для здоровья заработала для «Санофи» 4,66 млрд евро (5,5 млрд долларов), или 13,5% от общего дохода в 34,46 млрд евро (40,67 млрд долларов).
Еще недавно «Санофи» была заинтересована в этой деятельности: в начале 2017 года завершился обмен активами с «Бёрингер Ингельхайм» (Boehringer Ingelheim) на общую сумму 22,8 млрд евро — первая отдала второй ветеринарное подразделение «Мериал» (Merial), взамен получив безрецептурный портфель. Парижская компания желала усиления конкуренции с «Байер» (Bayer), которая подкрепила потребительское направление за счет приобретения у «Мерк и Ко» (Merck & Co.) соответствующих активов в 2014 году за 14,2 млрд долларов.
Впрочем, тенденция к высокоспециализированной работе в стенах «Санофи» уже наметилась. Так, «Байоджен» (Biogen) продала ей за 11,6 млрд долларов дочернюю «Байоверетив» (Bioverativ), занимающуюся редкими гематологическими заболеваниями: гемофилией A и B, болезнью холодовых агглютининов, серповидно-клеточной анемией, бета-талассемией. Параллельно за 3,9 млрд евро (4,8 млрд долларов) была куплена бельгийская «Аблинкс» (Ablynx) с фирменной платформой однодоменных антител (так называемых нанотел), уже доказавших свою терапевтическую состоятельность: в феврале 2019 года был одобрен «Кабливи» (Cablivi, каплацизумаб) для терапии приобретенной тромботической тромбоцитопенической пурпуры у взрослых.
В декабре 2018 года «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline) и «Пфайзер» (Pfizer) объединили свои потребительские бизнесы: в обозримой перспективе на свет появится новая самостоятельная компания — крупнейшая в секторе безрецептурных препаратов.