«ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline) и «Пфайзер» (Pfizer) объединят свои бизнесы потребительских товаров и безрецептурных препаратов. В совместном предприятии британскому фармпроизводителю достанется мажоритарная 68-процентная доля, оставшиеся 32% отойдут американскому фармгиганту. Сделка, одобренная советами директоров, ожидается к закрытию во второй половине 2019 года.
Решение позволит обеим компаниям сконцентрироваться на развитии рецептурных препаратов, характеризующихся тенденцией к росту прибыльности, но являющихся более рисковыми. Слияние, как ожидается, обеспечит экономию 500 млн фунтов (635 млн долларов) к 2022 году.
Новый бизнес оценивается в пределах 42 млрд рыночной стоимости. В 2017 году общие продажи составили 9,8 млрд фунтов (12,7 млрд долларов). В течение пяти лет после оформления сделки новая компания, скорее всего, обретет статус полностью независимой от материнских, выйдя на лондонскую биржу путем процедуры первичного размещения акций (IPO).
В 2017 году потребительские продажи «ГлаксоСмитКляйн» составили 7,75 млрд фунтов (9,83 млрд долларов), внеся ровно четверть в общий доход в размере 30,2 млрд фунтов (38,3 млрд долларов). Среди хорошо известных безрецептурных брендов: противовоспалительный «Вольтарен» (Voltaren, диклофенак), анальгетики и жаропонижающие «Панадол» (Panadol, парацетамол), «Терафлю» (Theraflu, парацетамол + фенилэфрин + фенирамин) и «Экседрин» (Excedrin, парацетамол + ацетилсалициловая кислота + кофеин), антиконгестант «Отривин» (Otrivin, ксилометазолин), противогрибковый «Ламизил» (Lamisil, тербинафин), зубная паста «Сенсодин» (Sensodyne), никотиновая жвачка «Никоретте» (Nicorette).
В 2017 году потребительский бизнес принес «Пфайзер» 3,47 млрд долларов, или 6,6% от общего дохода. На слуху такие бренды, как как витаминно-минеральные комплексы «Центрум» (Centrum), кальциевые добавки «Калтрейт» (Caltrate), анальгетики «Адвил» (Advil, ибупрофен), бальзамы для губ «Чапстик» (ChapStick), глюкокортикоидный «Медрол» (Medrol, метилпреднизолон).
Создание совместного предприятия фактически подводит итоги долгосрочных попыток «Пфайзер» продать свое потребительское подразделение: за него хотелось выручить не менее 20 млрд долларов, но желающих так и не нашлось.
«ГлаксоСмитКляйн» остается преданной потребительскому направлению деятельности, даром что ли весной 2018 года она за 13 млрд долларов выкупила у «Новартис» (Novartis) 36,5-процентную долю в совместном безрецептурном деле, которым фармкомпании занимались три года. Опять же «ГлаксоСмитКляйн» уже подавала сигналы, что готова выделить в автономный бизнес направление безрецептурных лекарств и потребительской продукции.
В секторе здравоохранения весьма редко такое явление, как самостоятельный бизнес потребительских товаров. Как правило, наблюдается оперирование этой деятельностью в рамках крупных фармпроизводителей вроде «Санофи» (Sanofi) и «Байер» (Bayer) либо потребительских гигантов типа «Проктер энд Гэмбл» (Procter & Gamble) и «Рекитт Бэнкизер» (Reckitt Benckiser).
Компании пользуются стабильностью доходов от торговли безрецептурными лекарствами, подкрепляя ими циклы взлетов и падений рецептурных медикаментов и восполняя упущенную прибыль. В случае «ГлаксоСмитКляйн» эту задачу возьмет на себя подразделение вакцин: этому бизнесу свойственен высокий барьер входа, но он наращивает объемы за счет низких отпускных цен. В руках «Пфайзер» также есть вакцины и генерические препараты.
«ГлаксоСмитКляйн» и «Пфайзер» надеются, что у них получится создать мирового лидера безрецептурных препаратов с рыночной долей 7,3%, опережая таких конкурентов, как «Байер», «Санофи», «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson). Не исключено, соперники отреагируют на сделку между двумя фармлокомотивами похожими инициативами, связанными с формированием крупных совместных предприятий.
«ГлаксоСмитКляйн» проходит непростую и серьезную череду изменений, затеянную Эммой Уолмсли (Emma Walmsley), которая двигает компанию вразрез со стратегией прежнего исполнительного директора Эндрю Уитти (Andrew Witty). Так, проведена масштабная ротация топовых кадров, под нож пущено уже почти 80 научно-исследовательских проектов, свернут и отдан на сторону бизнес редких болезней. Предпринимаются попытки возвращения в нынче горячий онкологический бизнес: за 4 млрд фунтов (5,1 млрд долларов) куплена «Тисаро» (Tesaro), владеющая «Зеюлой» (Zejula, нирапариб) — ингибитором поли(АДФ-рибоза)-полимеразы (PARP), одобренным для поддерживающей терапии рецидивирующего эпителиального рака яичников, фаллопиевых труб или первичного рака брюшины.
Для «Пфайзер» сделка ознаменует лебединую песню Иена Рид (Ian Read), который 1 января 2019 года уйдет с должностей председателя правления и исполнительного директора, переместившись в кресло исполнительного председателя правления компании.
-
Уведомление: Johnson & Johnson разделится на две компании | МОСМЕДПРЕПАРАТЫ