«ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline) и «Пфайзер» (Pfizer) объединят свои бизнесы потребительских товаров и безрецептурных препаратов. В совместном предприятии британскому фармпроизводителю достанется мажоритарная 68-процентная доля, оставшиеся 32% отойдут американскому фармгиганту. Сделка, одобренная советами директоров, ожидается к закрытию во второй половине 2019 года.

Решение позволит обеим компаниям сконцентрироваться на развитии рецептурных препаратов, характеризующихся тенденцией к росту прибыльности, но являющихся более рисковыми. Слияние, как ожидается, обеспечит экономию 500 млн фунтов (635 млн долларов) к 2022 году.

Новый бизнес оценивается в пределах 42 млрд рыночной стоимости. В 2017 году общие продажи составили 9,8 млрд фунтов (12,7 млрд долларов). В течение пяти лет после оформления сделки новая компания, скорее всего, обретет статус полностью независимой от материнских, выйдя на лондонскую биржу путем процедуры первичного размещения акций (IPO).

«Адвил» (Advil, ибупрофен).
Изображение: Getty Images.

В 2017 году потребительские продажи «ГлаксоСмитКляйн» составили 7,75 млрд фунтов (9,83 млрд долларов), внеся ровно четверть в общий доход в размере 30,2 млрд фунтов (38,3 млрд долларов). Среди хорошо известных безрецептурных брендов: противовоспалительный «Вольтарен» (Voltaren, диклофенак), анальгетики и жаропонижающие «Панадол» (Panadol, парацетамол), «Терафлю» (Theraflu, парацетамол + фенилэфрин + фенирамин) и «Экседрин» (Excedrin, парацетамол + ацетилсалициловая кислота + кофеин), антиконгестант «Отривин» (Otrivin, ксилометазолин), противогрибковый «Ламизил» (Lamisil, тербинафин), зубная паста «Сенсодин» (Sensodyne), никотиновая жвачка «Никоретте» (Nicorette).

GlaxoSmithKline и Pfizer объединят потребительские и безрецептурные бизнесы
Вклад потребительской продукции в общий доход «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline) и «Пфайзер» (Pfizer). Изображение: WSJ.

В 2017 году потребительский бизнес принес «Пфайзер» 3,47 млрд долларов, или 6,6% от общего дохода. На слуху такие бренды, как как витаминно-минеральные комплексы «Центрум» (Centrum), кальциевые добавки «Калтрейт» (Caltrate), анальгетики «Адвил» (Advil, ибупрофен), бальзамы для губ «Чапстик» (ChapStick), глюкокортикоидный «Медрол» (Medrol, метилпреднизолон).

Создание совместного предприятия фактически подводит итоги долгосрочных попыток «Пфайзер» продать свое потребительское подразделение: за него хотелось выручить не менее 20 млрд долларов, но желающих так и не нашлось.

«ГлаксоСмитКляйн» остается преданной потребительскому направлению деятельности, даром что ли весной 2018 года она за 13 млрд долларов выкупила у «Новартис» (Novartis) 36,5-процентную долю в совместном безрецептурном деле, которым фармкомпании занимались три года. Опять же «ГлаксоСмитКляйн» уже подавала сигналы, что готова выделить в автономный бизнес направление безрецептурных лекарств и потребительской продукции.

В секторе здравоохранения весьма редко такое явление, как самостоятельный бизнес потребительских товаров. Как правило, наблюдается оперирование этой деятельностью в рамках крупных фармпроизводителей вроде «Санофи» (Sanofi) и «Байер» (Bayer) либо потребительских гигантов типа «Проктер энд Гэмбл» (Procter & Gamble) и «Рекитт Бэнкизер» (Reckitt Benckiser).

Компании пользуются стабильностью доходов от торговли безрецептурными лекарствами, подкрепляя ими циклы взлетов и падений рецептурных медикаментов и восполняя упущенную прибыль. В случае «ГлаксоСмитКляйн» эту задачу возьмет на себя подразделение вакцин: этому бизнесу свойственен высокий барьер входа, но он наращивает объемы за счет низких отпускных цен. В руках «Пфайзер» также есть вакцины и генерические препараты.

«ГлаксоСмитКляйн» и «Пфайзер» надеются, что у них получится создать мирового лидера безрецептурных препаратов с рыночной долей 7,3%, опережая таких конкурентов, как «Байер», «Санофи», «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson). Не исключено, соперники отреагируют на сделку между двумя фармлокомотивами похожими инициативами, связанными с формированием крупных совместных предприятий.

«ГлаксоСмитКляйн» проходит непростую и серьезную череду изменений, затеянную Эммой Уолмсли (Emma Walmsley), которая двигает компанию вразрез со стратегией прежнего исполнительного директора Эндрю Уитти (Andrew Witty). Так, проведена масштабная ротация топовых кадров, под нож пущено уже почти 80 научно-исследовательских проектов, свернут и отдан на сторону бизнес редких болезней. Предпринимаются попытки возвращения в нынче горячий онкологический бизнес: за 4 млрд фунтов (5,1 млрд долларов) куплена «Тисаро» (Tesaro), владеющая «Зеюлой» (Zejula, нирапариб) — ингибитором поли(АДФ-рибоза)-полимеразы (PARP), одобренным для поддерживающей терапии рецидивирующего эпителиального рака яичников, фаллопиевых труб или первичного рака брюшины.

Для «Пфайзер» сделка ознаменует лебединую песню Иена Рид (Ian Read), который 1 января 2019 года уйдет с должностей председателя правления и исполнительного директора, переместившись в кресло исполнительного председателя правления компании.

Важная информация

Mosmedpreparaty.ru — энциклопедический веб-ресурс о мире лекарств, специализированная научно-исследовательская и справочно-информационная аналитическая служба группы компаний «Мосмедпрепараты», таргетированная на ключевые события глобальной отрасли фармации, биотехнологий, медицины и здравоохранения.

  • Ничто на Mosmedpreparaty.ru не является рекламой или продвижением лекарственных препаратов, методов лечения, медицинских услуг.
  • Сведения и публикации Mosmedpreparaty.ru носят исключительно научно-просветительский и ознакомительный характер.
  • Медицинская информация, транслируемая Mosmedpreparaty.ru, предназначена только для специалистов в области здравоохранения и сфере обращения лекарственных средств.
  • Медицинская информация, содержащаяся на Mosmedpreparaty.ru, не предназначена для использования в качестве замены консультации со специалистом в области здравоохранения.
  • Ничто на Mosmedpreparaty.ru не должно истолковываться как предоставление медицинского совета или рекомендации и не может служить основанием для принятия каких-либо решений или осуществления каких-либо действий без участия специалиста в области здравоохранения.

Присутствие на веб-ресурсе Mosmedpreparaty.ru и ознакомление с его содержимым означает, что вы прочитали «Пользовательское соглашение» и приняли его условия.

Алексей Губарев

Бизнес-эксперт R&A-офиса Mosmedpreparaty.ru.
Дополнительная информация об Алексее и его контактные данные доступны в разделе «Научно-исследовательский офис».

Join the Conversation

1 Comment

Расскажите нам, что вы думаете о написанном. Не исключено, у вас есть комментарии, дополнения или даже замечания. Mosmedpreparaty.ru приветствует читательские отклики и критику.

Перед тем, как что-либо спрашивать, рекомендуем ознакомиться с информацией в разделе «Вопросы и ответы», в котором мы отвечаем на частые вопросы, в том числе касающиеся лекарств и лечения. Пожалуйста, цените свое и наше время.

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Уведомление: Johnson & Johnson разделится на две компании | МОСМЕДПРЕПАРАТЫ