Лекарства с интеллектом.®
Мы всё делаем через мозг.

BET-ингибиторы против рака яичников

Ингибиторы бромодомена и экстратерминального домена особенно эффективны в подавлении взаимодействия между белком программируемой смерти-1 (PD-1) и его лигандом (PD-L1).

На сегодня доступно несколько эффективных препаратов для терапии рака яичников. Исследователи из Института Уистара выяснили, что класс экспериментальных лекарств, известных как ингибиторы бромодомена и экстратерминального домена (BET), особенно эффективен в подавлении активности лиганда программируемой смерти-1 (PD-L1). В итоге растет противоопухолевая иммунная активность, а T-лимфоциты более целенаправленно нападают на раковые клетки, причем на фоне минимизации побочных эффектов. Соответствующие выводы опубликованы в журнале Cell Reports.

Нельзя отрицать большой отраслевой интерес к белку программируемой смерти-1 (PD-1) и его лиганду PD-L1, поскольку взаимодействие между ними подавляет T-клеточно-опосредованный цитолиз, нужный для остановки роста опухоли. PD-1 преимущественно экспрессирует на поверхности T-клеток, тогда как PD-L1 — на поверхности равно как раковых, так и иммунных клеток, причем в случае самых разнообразных типов онкологии. Препараты-антитела, выступающие ингибиторами иммунных контрольных точек и специфично разрушающие указанное взаимодействие, продемонстрировали многообещающие результаты, хотя пациентам и приходится испытывать побочные эффекты, связанные с неспецифической иммунологической активацией.

Специалисты изучили экспериментальный BET-ингибитор JQ1 в его воздействии на эпителиальную клеточную линию рака яичников. Показано, что это низкомолекулярное соединение способно существенно снижать экспрессию PD-L1 на опухолевых клетках и связанных с ними дендроцитах и макрофагах, подавляя воспалительные реакции и не оказывая влияния на противоопухолевый иммунный ответ.

Что любопытно, BET-ингибиторы намеренно не нацелены на PD-1/PD-L1: они работают за счет подавления бромодомен-содержащего протеина 4 (BRD4), входящего в семейство BET и ответственного за ключевую регуляцию экспрессии PD-L1. Ген BRD4 зачастую амплифицирован при раке яичников и может служить надежным биомаркером для выбора в пользу терапии BET-ингибиторами.

Тем временем «Мерк и Ко» (Merck & Co.) активно продвигает моноклональное антитело «Китруда» (Keytruda, пембролизумаб), которое блокирует взаимодействие между PD-1 и PD-L1/PD-L2. То же самое делает «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb) со своим «Опдиво» (Opdivo, ниволумаб). Подтягивается «Рош» (Roche) и ее «Тецентрик» (Tecentriq, атезолизумаб).