«Такеда фармасьютикал» (Takeda Pharmaceutical) договорилась с «Ариад фармасьютикалс» (Ariad Pharmaceuticals) о покупке последней за 24 доллара наличными за акцию, что приблизительно на 75% выше ее текущего курса. Итоговая сумма — почти 5,2 млрд долларов. Сделка ожидается к закрытию к концу февраля.
Поглощение обогатит онкологический портфель «Такеда» препаратом «Айклусиг» (Iclusig, понатиниб), нацеленным на аномальную тирозинкиназу BCR-ABL и одобренным в терапии острого лимфобластного лейкоза среди пациентов с филадельфийской хромосомой, а также хронического миелоидного лейкоза.
В 2013 году «Ариад» столкнулась с давлением инвесторов, после того как были остановлены продажи «Айклусиг»: клинические данные показали высокий риск серьезных осложнений, включая инсульт и инфаркт. Впрочем, затем реализация продолжилась, хотя и с изрядным сужением целевой популяции пациентов. Акции компании потеряли более чем две трети.
В конце лета Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) приняло заявку на регистрацию бригатиниба (brigatinib), двойного ингибитора киназы апластической лимфомы (ALK) и рецептора эпидермального фактора роста (EGFR), для лечения метастатического немелкоклеточного рака легкого среди ALK-положительных пациентов, которые не могут принимать либо устойчивы к продвигаемому «Пфайзер» (Pfizer) медикаменту «Ксалкори» (Xalkori, кризотиниб).
«Ариад» оценивает продажи «Айклусиг» за весь минувший 2016 год в пределах 170–180 млн долларов, тогда как пиковая реализация бригатиниба, когда он поступит на рынок, должна превысить 1 млрд долларов.
В руках у «Такеда» есть набор из успешных противораковых препаратов: «Адцетрис» (Adcetris, брентуксимаб ведотин), «Нинларо» (Ninlaro, иксазомиб), «Велкейд» (Velcade, бортезомиб). Между тем в этом году патентная защита последнего истекает: бортезомиб, применяемый в терапии множественной миеломы, в 2015 году заработал 1,1 млрд долларов.
В сентябре «Такеда» выделила бюджет в 15 млрд долларов, которые пойдут на покупку фармацевтических и биотехнологических активов в Соединенных Штатах.
Премиальный характер приобретения находит объективное объяснение: на рынке не так много притягательных активов, особенно в онкологическом направлении. Вот почему покупку «Ариад» следовало выполнить быстро и по завышенной стоимости — конкуренты могли запросто перебить цену. Уместно напомнить, как «Пфайзер» (Pfizer) обошла «Санофи» (Sanofi) в ее желании обзавестись «Медивейшн» (Medivation), а сейчас делает то же самое «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson), но уже с «Актелион фармасьютикалс» (Actelion Pharmaceuticals).