Китайская «Хатчисон Чайна Медитек» (Hutchison China MediTech), также известная как «Чи-мед» (Chi-Med), получила одобрение местного регулятора на «Элюнейт» (Elunate, фруквинтиб) — новый препарат для лечения метастатического колоректального рака у пациентов, проваливших не менее двух предшествовавших курсов системной противоопухолевой терапии, включавшей фторпиримидин, оксалиплатин и иринотекан. Пациенты также могли ранее получать лекарственные средства классов анти-VEGF или анти-EGFR.
Колоректальный рак — третий самый распространенный в мире и вторая причина смертельных исходов из-за онкологического заболевания. Метастатический колоректальный рак стандартно лечат химиопрепаратами: фторурацилом с лейковорином (плюс иринотекан или оксалиплатин). Для улучшения исходов к химиотерапии добавляют либо «Авастин» (Avastin, бевацизумаб) или «Залтрап» (Zaltrap, афлиберцепт), которые таргетированы на сигнальный путь фактора роста эндотелия сосудов (VEGF), либо «Эрбитукс» (Erbitux, цетуксимаб) или «Вектибикс» (Vectibix, панитумумаб), которые нацелены на рецептор фактора эпидермального роста (EGFR). Варианты терапии третьей линии метастатического колоректального рака ограничены.
Сигнальный путь VEGF играет наиважнейшую роль в неоангиогенезе в процессе опухолевой пролиферации. Антиангиогенные лекарственные средства могут работать против как самого лиганда (VEGF-ингибиторы), так и его рецепторов (VEGFR-ингибиторы). Они подавляют рост новых кровеносных сосудов, обеспечивают сосудистую регрессию, приводят к нормализации кровеносного русла опухолей и его сужению, компенсируют VEGF-индукцию химиотерапией. Рациональность VEGF-таргетирования при метастатическом колоректальном раке подтверждена третьелинейным мононазначением «Стиварги» (Stivarga, регорафениб), однако эта молекула характеризуется явными побочными реакциями, включая гепатотоксичность и утомление, что неприемлемо, так как у приблизительно 70% пациентов отмечается метастазирование в печень и нарушение ее функций.
Фруквинтиб (fruquintinib), продвигаемый совместно с «Илай Лилли» (Eli Lilly), — пероральный высокоселективный ингибитор VEGFR, подавляющий фосфорилирование VEGF-рецепторов 1, 2 и 3, что приводит к ингибированию миграции, пролиферации и выживаемости эндотелиальных клеток и образования микрососудов, а также ингибированию пролиферации опухолевых клеток и инициированию их апоптоза.
«Элюнейт» стал первым противораковым лекарственным средством, открытым и разработанным в Китае, а затем прошедшим стандартизированные строго контролируемые клинические испытания.
Регуляторный вердикт отталкивался от результатов клинических исследований FRESCO (NCT02314819) фазы III (рандомизированных, двойных слепых, плацебоконтролируемых, многоцентровых), в которых безопасность и эффективность фруквинтиба была проверена на пациентах (n=416) с метастатическим колоректальным раком.
В группе фруквинтиба продемонстрировано существенное продление общей выживаемости (OS), медиана которой составила 9,3 месяца — против 6,6 месяца в группе плацебо. Таким образом, экспериментальное лечение показало 35-процентное снижение риска смертельного исхода (отношение рисков [HR] 0,65 [95% ДИ: 0,51–0,83]; p<0,001).
Фруквинтиб статистически значимо улучшил выживаемость без прогрессирования (PFS), медиана которой вышла 3,7 месяца, — против 1,8 месяца в контрольной группе (HR 0,26 [95% ДИ: 0,21–0,34]; p<0,001).
Фруквинтиб обеспечил частоту объективного ответа (ORR) на уровне 4,7% против 0% в группе плацебо (p=0,01) и частоту контроля заболевания (DCR) в пределах 62,2% против 12,3% (p<0,001).
С серьезными реакциями по причине назначения фруквинтиба столкнулись 61,2% пациентов, при этом 14,4% потребовалась госпитализация или продление нахождения в стационаре для купирования лекарственной токсичности — против 19,7% и 5,1% среди получавших плацебо. Среди самых частых тяжелых побочных эффектов фруквинтиба: гипертония (21,2%), ладонно-подошвенный синдром (10,8%) и протеинурия (3,2%).
На завершающих этапах находится проверка фруквинтиба в монотерапии распространенного неплоскоклеточного немелкоклеточного рака легкого (НМРЛ) после провала двух линий системной химиотерапии и его сочетания с паклитакселом в терапии второй линии распространенного рака желудка.