Коротко
- Курс акций «АстраЗенека» (AstraZeneca) опустился на внушительных 16%, а рыночная стоимость потеряла свыше 12 млрд долларов после доклада о предварительных результатах клинических испытаний MYSTIC фазы III, изучающих «Имфинзи» (Imfinzi, дурвалумаб) в терапии первой линии метастатического (на 4-й стадии) немелкоклеточного рака легкого (НМРЛ) у прежде не лечившихся пациентов.
- Комбинация дурвалумаба с экспериментальным тремелимумабом (tremelimumab), подавляющим активность антиген-4 цитотоксических T-лимфоцитов (CTLA-4), не смогла улучшить выживаемость без прогрессирования в сравнении со стандартной химиотерапией препаратами платины среди тех участников, опухоли которых экспрессируют лиганд белка программируемой смерти 1 (PD-L1) на уровне не менее 25%. С такой же проблемой столкнулась и монотерапия дурвалумабом.
- «АстраЗенека», впрочем, не унывает: да, итоги разочаровывающие, но дизайн исследований построен так, чтобы параллельно оценить общую выживаемость при монотерапии и сочетанном назначении указанных медикаментов. Искомые данные будут готовы в первой половине 2018 года.
Подробности
В мае Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) в ускоренном порядке одобрило «Имфинзи», ингибитор PD-L1, для терапии второй линии местнораспространенной или метастатической уротелиальной карциномы. Британский фармгигант очень надеялся на положительный исход MYSTIC: дурвалумаб смог бы на равных конкурировать в прибыльном пространстве рака легкого с такими соперничающими ингибиторами иммунных контрольных точек (ИИКТ), как «Китруда» (Keytruda, пембролизумаб), «Опдиво» (Opdivo, ниволумаб), «Тецентрик» (Tecentriq, атезолизумаб) и «Бавенсио» (Bavencio, авелумаб), за которыми соответственно стоят «Мерк и Ко» (Merck & Co.), «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb), «Рош» (Roche) и «Пфайзер» (Pfizer)/«Мерк КГаА» (Merck KGaA). Между тем перволинейная терапия НМРЛ пока разрешена лишь пембролизумабу.
По словам исполнительного директора Паскаля Сорио (Pascal Soriot), еще слишком рано приходить к заключению, что MYSTIC, самое важное в 2017 году событие для «АстраЗенека», полностью провалилось. Показатель выживаемости без прогрессирования не всегда коррелирует с общей выживаемостью.
Так, например, существует феномен псевдопрогрессирования, когда леченная опухоль продолжает расти — пациент классифицируется как прогрессирующий в ходе анализа, однако затем ее размеры уменьшаются, что в конечном счете вносит необходимый вклад в продление общей выживаемости. С подобным явлением сталкивались «Опдиво» и «Тецентрик».
https://www.youtube.com/watch?v=aYS8fDKsnM8
Опять же существует возможность, что сужение выборки пациентов сообразно уровню экспрессии PD-L1 (допустим, до 50%), приведет к чему-либо позитивному с позиций анализа. Не следует повторять ошибки «Бристол-Майерс Сквибб», которая расширила популяцию пациентов, выставив экспрессию PD-L1 минимум на 5%, — ниволумаб не смог себя проявить в перволинейной терапии НМРЛ. Хитроумная «Мерк и Ко», напротив, добилась регуляторного одобрения для своего пембролизумаба, указав выраженность PD-L1≥50%.
Многие отраслевые эксперты надежду уже потеряли. Так, специалисты Citi выразили сомнение, что MYSTIC доберется до нужного показателя общей выживаемости, тогда как аналитики Jefferies оценили шансы на успех монотерапии дурвалумабом и в сочетании с тремелимумабом в пределах 65% и 33%.
«АстраЗенека» еще больше подогрела волнения в сообществе, когда объявила о заключении онкологической сделки с «Мерк и Ко» ценой потенциальных 8,5 млрд долларов. Партнеры изучат комбинации «Линпарза» (Lynparza, олапариб), ингибитора поли(АДФ-рибоза)-полимеразы (PARP), с «Китруда» и «Имфинзи», а также сочетания экспериментального селуметиниба (selumetinib), избирательного ингибитора киназы митоген-активируемой протеинкиназы (MEK), с этими же ИИКТ. Другими словами, «АстраЗенека» дала ясно понять, что, с одной стороны, обращается к прагматическому подходу максимизирования ценности дурвалумаба, с другой же, не рассматривает его столь же перспективным активом, как пембролизумаб, в иммуноонкологическом бизнесе.
Тем временем «Имфинзи» доказал свою работоспособность в случае местнораспространенного неоперабельного НМРЛ на третьей стадии, который не прогрессирует после предшествовавшей химиотерапии в сочетании с радиотерапией. Такая форма онкологии поражает приблизительно одну шестую всей популяции НМРЛ в развитых странах. Все прочие иммуноонкологические препараты в настоящий момент одобрены для использования против распространяющихся раковых образований.