Коротко
- «АстраЗенека» (AstraZeneca) повысила свои шансы на успех в быстрорастущем иммуноонкологическом секторе после того, как сообщила, что ее «Имфинзи» (Imfinzi, дурвалумаб) увеличил показатель выживаемости без прогрессирования среди пациентов с неоперабельным немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ).
- «Имфинзи», 1 мая в ускоренном порядке одобренный для второлинейной терапии местнораспространенной или метастатической уротелиальной карциномы, сделал первый шаг к доказательству, что может на равных конкурировать в прибыльном пространстве рака легкого с такими соперничающими ингибиторами иммунных контрольных точек, как «Китруда» (Keytruda, пембролизумаб), «Опдиво» (Opdivo, ниволумаб) и «Тецентрик» (Tecentriq, атезолизумаб), за которыми соответственно стоят «Мерк и Ко» (Merck & Co.), «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb) и «Рош» (Roche).
- «АстраЗенека», даже не имея на руках положительных результатов испытаний дурвалумаба против НРМЛ, заблаговременно была уверена в его радужном будущем.
Подробности
Сообщество дожидается середины года, когда «АстраЗенека» и принадлежащая ей «МедИмьюн» (MedImmune) предоставят результаты фазы III клинических испытаний MYSTIC дурвалумаба (durvalumab), изучаемого в терапии первой линии НМРЛ. Вот почему итоги фазы III клинических исследований PACIFIC стали полной неожиданностью.
Засвидетельствовано, что дурвалумаб, используемый как поддерживающая терапия, статистически достоверно и клинически значимо улучшает показатель выживаемости без прогрессирования, если сравнивать с плацебо. Данные, сравнивающие полную выживаемость, пока недоступны.
Дело в том, что все прочие иммуноонкологические препараты в настоящий момент одобрены для использования против распространяющихся раковых образований. «АстраЗенека» решила проверить применимость дурвалумаба среди пациентов с местнораспространенным неоперабельным НМРЛ на третьей стадии, который не прогрессирует после предшествовавшей химиотерапии в сочетании с радиотерапией. Такая форма онкологии поражает приблизительно одну шестую всей популяции НМРЛ в развитых странах.
У «Имфинзи» появилась возможность стать новым лекарством для 47 тыс. пациентов в странах «Большой семерки». Конечно, этот охват несколько уже рынка второлинейной терапии НМРЛ в США, представленного 60 тыс. пациентов, однако он почти эквивалентен американскому рынку всех прочих иммуноонкологических назначений, включая лечение второй линии рака органов головы и шеи, рака мочевого пузыря, рака почек. Кроме того, в отличие от второлинейной терапии НМРЛ, при которой больные проходят в среднем трехмесячный курс, при поддерживающей терапии НМРЛ на третьей стадии уместно говорить о приблизительно годичном сроке приема препарата.
Положительные результаты клинических испытаний PACIFIC — большой шаг вперед для «Имфинзи». Однако куда более важным видятся клинические исследования MYSTIC, в которых дурвалумаб проверяется в комбинации с экспериментальным тремелимумабом (tremelimumab), ингибитором антиген-4 цитотоксических T-лимфоцитов (CTLA-4), качестве первоочередной терапии среди пациентов с местнораспространенным или метастатическим НМРЛ. Подобное сочетание должно расширить популяцию пациентов за счет привлечения тех, которые не отвечают на монотерапию ингибиторами иммунных контрольных точек. Если здесь получится прийти к успеху, «Имфинзи» откусит изрядную долю рынка, сейчас подмятого «Опдиво» и «Китруда».
Тем временем «Мерк и Ко» стала первой, кто получил регуляторное разрешение на комплексную первоочередную терапию НМРЛ — «Китруда» плюс химиопрепараты.
Да, у «АстраЗенека» есть медикаменты с достаточным заделом на будущее — вроде «Тагриссо» (Tagrisso, осимертиниб) и «Линпарза» (Lynparza, олапариб), — однако спроса на них недостаточно, чтобы восполнить потери от лишившихся патентной защиты «Крестора» (Crestor, розувастатин) и «Нексиума» (Nexium, эзомепразол). 2017 год станет для британского фармгиганта решающим: останется ли он сильным игроком либо начнет уходить в тень.