«Тецентрик» (Tecentriq, атезолизумаб), за которым стоит «Дженентек» (Genentech), принадлежащая «Рош» (Roche), расширил спектр одобренных Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) назначений, в ускоренном порядке подключив терапию первой линии локально прогрессирующей или метастатической уротелиальной карциномы среди тех пациентов, кому не подходит химиотерапия цисплатином.
Рак мочевого пузыря — самый распространенный тип уротелиальной карциномы, и до половины страдающих прогрессирующей формой этого заболевания не могут проходить перволинейную платиносодержащую химиотерапию. Уротелиальная карцинома также включает рак уретры, мочеточника и почечной лоханки.
«Тецентрик», впервые разрешенный в мае 2016 года, изначально был одобрен на второлинейное применение против уротелиальной карциномы — после курса химиотерапии. Затем, в октябре, добавилась второлинейная терапия метастатического немелкоклеточного рака легкого.
Третье по счету за менее чем годичный период расширение маркировки атезолизумаба только на руку «Рош». Ее ингибитор лиганда-1 белка программируемой смерти (PD-L1) появился с отставанием более чем на год после «Опдиво» (Opdivo, ниволумаб) и «Китруда» (Keytruda, пембролизумаб) авторства конкурирующих «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb) и «Мерк и Ко» (Merck & Co.).
Прелесть иммуноонкологических препаратов состоит в том, что они могут быть использованы против совершенно различных типов рака. Вот почему их оригинаторы проводят целый сонм клинических исследований, изучая применимость ингибиторов иммунных контрольных точек на широком онкологическом спектре — равно как в монотерапии, так и сочетании с другими медикаментами.
В январе «Рош» сообщила, что «Тецентрик», после того как в конце октября расширил спектр своих назначений за счет немелкоклеточного рака, наступает на пятки «Опдиво», уже отобрав у последнего 10% рынка. «Бристол-Майерс Сквибб» определенно должна беспокоиться, ведь 60% продаж ниволумаба в четвертом квартале 2016 года поступили со стороны именно этой онкологии.
Согласно прогнозам экспертов EvaluatePharma, к 2022 году все три ингибитора PD-(L)1 начнут зарабатывать астрономические суммы, если продолжат наращивать ассортимент показаний к применению. Так, «Опдиво» должен выйти на уровень ежегодных 12,62 млрд долларов, «Китруда» достигнет 6,56 млрд долларов, а «Тецентрик» доберется до 5,53 млрд долларов.
Тем временем в этот сектор приходят новые игроки. В марте «Пфайзер» (Pfizer) и «Мерк КГаА» (Merck KGaA) получили разрешение на «Бавенсио» (Bavencio, авелумаб) против метастатической карциномы Меркеля. Во втором квартале ожидается включение зеленого света для дурвалумаба (durvalumab) «АстраЗенека» (AstraZeneca) — вначале для терапии уротелиальной карциномы.