Появление технологии CRISPR-Cas9 коренным образом изменило индустрию геномного редактирования. Методика реализует прежде недосягаемый уровень таргетирования генов, причем с невероятными эффективностью, специфичностью и простотой. Вот почему вклад этого подхода в отрасль будет только нарастать, достигнув, по оценкам экспертов Research and Markets, уровня не менее 1,5 млрд долларов к 2022 году.
Основными движителями усиления популярности CRISPR-Cas9 называются: расширение спектра приложений открытия лекарств и увеличение исследовательской активности в отношении терапевтического применения.
В целом же рост направления CRISPR-Cas9 (clustered regularly interspaced short palindromic repeats, скопление разделенных регулярными промежутками коротких симметричных повторов) обеспечен сокращением эволюционного времени, требуемого для развития технологии, если сравнивать с предшествовавшими инструментами генного редактирования, такими как мегануклеазы, цинк-пальцевые нуклеазы (ZFN) и подобные активаторам транскрипции эффекторные нуклеазы (TALEN).
Среди основных прикладных областей CRISPR-Cas9: разработка клеточных линий, генная инженерия, исследование плазмид, человеческие стволовые клетки, создание библиотеки генов, производство генно-модифицированных организмов и сельскохозяйственных культур.
Северная Америка, как и всегда, удержит львиную долю рынка, тогда как Азиатско-Тихоокеанский регион засвидетельствует самый быстрый рост по причине высокой заинтересованности Китая и Японии в исследованиях, связанных с биологией развития.
Лидирующие игроки в сегменте CRISPR-Cas9 представлены внушительным списком биотехнологических компаний (по алфавиту):
- «Аджилент текнолоджис» (Agilent Technologies);
- «Алил байотек» (Allele Biotech);
- «АстраЗенека» (AstraZeneca);
- «Байорад лабораторис» (Bio-Rad Laboratories);
- «Карибу байосайенсиз» (Caribou Biosciences);
- «Селлектис» (Cellectis);
- «Криспа терапьютикс» (CRISPR Therapeutics);
- «Эдитас медисин» (Editas Medicine);
- «ИАрЭс джиномикс» (ERS Genomics);
- «Дженерал Электрик хелскеа Дхармакон» (GE Healthcare Dharmacon);
- «ДженСкрипт байотек» (GenScript Biotech);
- «Хорайзн дискавери груп» (Horizon Discovery Group);
- «Интеллиа терапьютикс» (Intellia Therapeutics);
- «Лонца груп» (Lonza Group);
- «Присижн байосайенсиз» (Precision Biosciences);
- «Кайаджин» (Qiagen);
- «Рикомбинетикс» (Recombinetics);
- «Сигма-Олдрич» (Sigma-Aldrich);
- «Термо Фишер сайентифик» (Thermo Fisher Scientific);
- «Транспозиджин байофармасьютикалс» (Transposagen Biopharmaceuticals).
В целом же совокупный рынок генного редактирования, согласно аналитикам Global Market Insights, в 2015 году превышал 2,17 млрд долларов; к 2024 году он перевалит за 7,5 млрд долларов.
Ежегодная прибавка в размере не менее 14% подпитывается растущими расходами на исследования и разработку, усиливающимся спросом на синтетические гены и, конечно же, интересом биотехнологических и фармацевтических компаний к персонализированной медицине, направленной на терапию рака, гематологические патологии, инфекционные заболевания и генетические отклонения.
Между тем не следует упускать из виду такие факторы, как строгое государственное регулирование по части одобрения тех или иных мутационных проектов, отсутствие общественной осведомленности о перспективах, этические аспекты редактирования человеческих эмбрионов, побочные эффекты, ограниченную доступность и патентные споры. Всё это препятствует ускоренному внедрению прикладного редактирования генома. Уместно соблюдать баланс между потенциальной медицинской выгодой и потенциальной опасностью подобного рода вмешательств.