В ближайшее время дадут о себе знать прогрессивные подходы к производству вакцин против гриппа, вот почему следует ожидать, что небольшие игроки уведут часть этого рынка у мировых лидеров, властвующих здесь долгие годы. Так, если верить прогнозам экспертов GlobalData, компании вроде «Проутин сайенсиз» (Protein Sciences), «Мицубиси Танабэ фарма» (Mitsubishi Tanabe Pharma) и «Новавакс» (Novavax) смогут отнять не менее одной четверти общемировых продаж в данном секторе.
Десятилетиями лидерство принадлежало таким брендам, как «Санофи» (Sanofi), «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline), «АстраЗенека» (AstraZeneca)/«МедИмьюн» (MedImmune), «Новартис» (Novartis) и «СиЭсЭл» (CSL)/«Секирас» (Seqirus). В 2015 году произошли некоторые изменения, поскольку в октябре 2014-го «Новартис» за 275 млн долларов продала вакцинный бизнес «СиЭсЭл». Таким образом, сейчас бизнес гриппозных вакцин охвачен четырьмя основными представителями.
Менее сильны позиции у компаний вроде «Майлан» (Mylan): им пока не удается укрепиться на семи основных рынках сбыта фармацевтической продукции, охваченных США, Великобританией, Германией, Испанией, Италией, Францией и Японией.
В 2015 году глобальный сезонный рынок гриппозных вакцин сгенерировал около 3,1 млрд долларов. Ожидается, что ежегодный прирост составит умеренных 3,3%, по итогам добравшись до 4,3 млрд долларов к 2025 году.
На протяжении более чем 70 лет вакцины против вируса гриппа производятся с использованием оплодотворенных куриных яиц. Впрыскиваемый в куриный эмбрион вакцинный вирус-кандидат инкубируется несколько дней с целью его репликации, затем извлекается и очищается, по итогам проходя процедуры инактивации либо ослабления. Уходит где-то четыре-шесть месяцев, чтобы выпустить вакцину против нового штамма вируса гриппа.
https://www.youtube.com/watch?v=Uh5wJKcZKec
С середины 1990-х годов признание получило производство на базе клеточных линий, когда вакцинный вирус-кандидат инокулируется в культивированные животные клетки, где он в дальнейшем должным образом реплицируется. Среди преимуществ: ускоренный вдвое процесс, который легко масштабируется; снижение рисков мутации вирусной культуры; безопасность среди людей с аллергией на куриный белок. Однако есть и недостатки: более высокая стоимость производства и приблизительно вчетверо меньший выход готовых вакцин.
Еще один способ завязан на рекомбинантной технологии: определенный изолированный протеин вируса гриппа сочетается с участком другого вируса, а затем выращивается в клетках растений, насекомых или бактерий.
Конкуренция нагнетается. Так, «МедИмьюн», принадлежащая «АстраЗенека», продвигает четырехвалентную «ФлюМист» (FluMist) в качестве премиального продукта, напирая на преимущества единственного на рынке назального спрея перед традиционной инъекционной внутримышечной прививкой. Однако Центры по контролю и профилактике заболеваний США высказались против использования «ФлюМист» в сезоне 2016–2017 гг. по причине более низкой эффективности этой живой ослабленной гриппозной вакцины перед инактивированными или рекомбинантными.
«Секирас», как подразделение «СиЭсЭл», предлагает «Флюселвакс» (Flucelvax) в США и «Оптафлю» (Optaflu) в Европе, единственную гриппозную вакцину, производимую на базе клеточных технологий (используются клетки Мадин-Дарби почек собак), и «Флюад» (Fluad), первую из разрешенных в Соединенных Штатах для прививки лиц старше 65 лет.
«ГлаксоСмитКляйн» сильна своей «Флюарикс» (Fluarix), которая напрямую соперничает с вакцинами «Санофи» — «Флюзон» (Fluzone) в США и «Ваксигрип» (Vaxigrip) в Европе.
«Проутин» разработала «Флюблок» (Flublok), культивируемую в клетках насекомых. «Мицубиси Танабэ» (Mitsubishi Tanabe) надеется в 2018–2019 гг. предложить вакцину с вирусом, реплицируемым в клетках листьев табака. «Новавакс» (Novavax) находится на ранних стадиях разработки гриппозной вакцины с применением наночастиц.