Главное
«ЭббВи» (AbbVie) поделилась основными результатами клинической проверки, которая напрямую сравнила два препарата для лечения болезни Крона: ее «Скайризи» (Skyrizi, рисанкизумаб) со «Стеларой» (Stelara, устекинумаб) авторства «Янссен» (Janssen) в составе «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson).
Установлено, что терапия умеренно-тяжелой болезни Крона в активной форме, не отвечающей на назначение TNF-ингибиторов, при помощи «Скайризи» превзошла по своей эффективности применение «Стелары».
Превосходство «Скайризи» над «Стеларой» проявило себя в большей пропорции пациентов, достигших как клинической, так и эндоскопической ремиссии.
Подобные прямые сравнения важны в условиях реальной клинической практики, поскольку позволяют осуществлять информированный выбор в пользу того или иного лекарственного препарата.
Рисанкизумаб (risankizumab), разработанный совместно с «Бёрингер Ингельхайм» (Boehringer Ingelheim), представляет собой моноклональное антитело, которое за счет связывания с p19-субъединицей интерлейкина 23 (IL-23) избирательно блокирует этот цитокин. Устекинумаб (ustekinumab) — моноклональное антитело, одновременно блокирующее IL-23 и интерлейкин 12 (IL-12) путем связывания с p40-субъединицей, общей для этих цитокинов.
Подробности
Клиническое исследование SEQUENCE (NCT04524611) фазы III (рандомизированное, одностороннее слепое, многоцентровое, международное) пригласило взрослых пациентов (n=527) с умеренно-тяжелой болезнью Крона в активной форме.
Среди основных требований к участникам:
- заболевание длительностью не менее 3 месяцев;
- индекс активности болезни Крона (CDAI) в диапазоне 220–450;
- умеренно-тяжелая форма болезни Крона, что подтверждалось такими показателями, как частота ежедневных актов дефекации, степенью абдоминальной боли, баллом простого эндоскопического индекса активности болезни Крона (SES-CD);
- непереносимость или отсутствие ответа на назначение одного или нескольких ингибиторов фактора некроза опухоли (TNF).
На протяжении 48 недель пациентам назначали:
- либо рисанкизумаб: вначале по 600 мг внутривенно на 0-й, 4-й и 8-й неделях, а затем по 360 мг подкожно на 12-й неделе, а далее каждые 8 недель;
- либо устекинумаб: вначале по 260, 390 или 520 мг (в зависимости от веса) внутривенно на 0-й неделе, а затем по 90 мг подкожно каждые 8 недель.
Были установлены три первичных конечных точки эффективности лечения болезни Крона:
- пропорция пациентов, продемонстрировавших клиническую ремиссию, под которой понималось снижение показателя CDAI до < 150, — на 24-й неделе терапии;
- пропорция пациентов, показавших эндоскопическую ремиссию, под которой понималось снижение показателя SES-CD до ≤ 4 и одновременное его уменьшение хотя бы на 2 балла, причем с подбаллами не выше 1 в каждом отдельном компоненте, — на 48-й неделе лечения.
- профили безопасности терапии.
По итогам прямого сравнения «Скайризи» и «Стелары» к клинической ремиссии вышли 59% испытуемых в группе рисанкизумаба — против 40% в группе устекинумаба.
Статус эндоскопической ремиссии оказался верным для 32% исследуемых в группе рисанкизумаба — против 16% в группе устекинумаба (p<0,0001).
Ни в группе «Скайризи», ни в группе «Стелары» не выявлено каких-либо новых нежелательных явлений (НЯ) или рисков безопасности, которые отличались бы от уже известных. Среди наиболее распространенных НЯ среди получавших рисанкизумаб: COVID-19, головная боль и болезнь Крона; в группе устекинумаба: COVID-19, болезнь Крона и артралгия.
Назначение рисанкизумаба статистически значимым образом опередило применение устекинумаба по всем вторичным конечным точкам эффективности лечения болезни Крона. Среди таковых: пропорции пациентов, достигших клинической ремиссии на 48-й неделе терапии; эндоскопического ответа на 24-й и 48-й неделе; клинической или эндоскопической ремиссии без использования кортикостероидов на 48-й неделе.
Экспертные комментарии
Для того чтобы понять, насколько корректны, приводимые «ЭббВи» (AbbVie) основные данные прямого сравнения «Скайризи» (Skyrizi, рисанкизумаб) со «Стеларой» (Stelara, устекинумаб) в задаче лечения болезни Крона, следует дождаться публикации полных результатов клинического испытания.
Дело в том, что не всё настолько однозначно и безоговорочно, если исходить из результатов клинических исследований, на базе которых оба препарата были одобрены для применения в терапии этого заболевания. Напомним: «Стелара» получил соответствующее разрешение Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) в конце сентября 2016 года, а «Скайризи» — в середине июня 2022-го.
Тем временем «Стелара» испытывает конкурентное давление со стороны еще двух лекарственных средств, которые напрямую сравниваются с ним в ходе лечения болезни Крона. Так, соответствующие тестирования проходят «Омвох» (Omvoh, мирикизумаб) и «Тремфея» (Tremfya, гуселькумаб) — моноклональные антитела авторства «Илай Лилли» (Eli Lilly) и «Янссен» (Janssen) в составе «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson), располагающие аналогичным «Скайризи» механизмом действия, то есть избирательно блокирующие интерлейкин 23 (IL-23). Результаты клинических испытаний должны быть готовы в этом году.
Несмотря на предполагаемый факт того, что «Скайризи» действительно превосходит «Стелару», и потому вполне имеет возможность стать препаратом выбора в лечении болезни Крона, есть существенная проблема.
Срок действия ключевого патента «Стелары» в США истекает в сентябре текущего года — на американский рынок его биоаналоги выйдут в первой половине 2025 года, так как «Джонсон энд Джонсон» удалось договориться об отсрочке запуска клонов устекинумаба, которыми занимаются «Амджен» (Amgen), «Алвотек» (Alvotech) / «Тева фармасьютикал индастриз» (Teva Pharmaceutical Industries) и «Фрезениус Каби» (Fresenius Kabi) / «Формикон» (Formycon). Поскольку биосимиляры будут стоить дешевле оригинального «Стелары», есть риск, что страховая система здравоохранения может не включить «Скайризи» в свои формуляры. Однако если результаты прямого сравнения «Скайризи» со «Стеларой» в лечении болезни Крона по-настоящему убедят в явном превосходстве рисанкизумаба, тогда существует шанс, что устекинумабу и всем его биосимилярам придется туго.