«Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences) подтвердила, что у нескольких индийских фармацевтических компаний есть лицензии на выпуск «Эпклюза» (Epclusa, софосбувир + велпатасвир), ультрасовременного лекарства для лечения хронического вирусного гепатита C. В итоге обнаруживается высокая вероятность развязывания новой ценовой войны за этот препарат, который будет распространяться в развивающихся странах.
Нечто подобное уже было с противогепатитными медикаментами предыдущих поколений — «Совальди» (Sovaldi, софосбувир) и «Гарвони» (Harvoni, ледипасвир + софосбувир). Так, целой когорте генерических производителей, жестко конкурирующих между собой и располагающих соответствующими лицензиями «Гилеад», пришлось за год после начала продаж указанных препаратов резко снизить стоимость 12-недельного курса — с 1 тыс. долларов до 134 долларов. Речь идет о таких компаниях, как «Хетеро» (Hetero), «Натко фарма» (Natco Pharma), «Ципла» (Cipla), «Зайдес Кадила» (Zydus Cadila), «Д-р Редди’c лабораторис» (Dr. Reddy’s Laboratories), «Байокон» (Biocon), «Эмкьюре фармасьютикалс» (Emcure Pharmaceuticals), «Сан фармасьютикал индастриз» (Sun Pharmaceutical Industries), «Эбботт Индия» (Abbott India).
Фирмы шли на всевозможные ухищрения, чтобы привлечь потребителя именно к своим дженерикам, хотя все они по сути одинаковы: к примеру, предлагались продажа в рассрочку и бесплатные диагностические процедуры.
И на этот раз ситуация вполне способна повториться. Между тем без оглядки на перспективность «Эпклюза» компании могут попросту притормозить коммерческий запуск новинки, желая распродать накопленные запасы лекарств предыдущих поколений.
По словам Ника Фрэнсиса (Nick Francis), представителя «Гилеад», передача технологии «Эпклюза» завершена, и теперь индийские производители могут приступить к производству и дистрибуции недорогих генерических копий, причем устанавливая те цены, которые они посчитают нужными.
Что же касается оригинальной версии препарата, «Гилеад» сейчас заканчивает проработку вопроса с собственным ценообразованием для развивающихся стран. В Индии придется провести клинические испытания, дабы получить регуляторное одобрение на лекарство. Существует надежда, что этот момент будет ускорен: по некоторым оценкам, потребуется где-то шесть месяцев.
Впрочем, даже если процедура затянется, «Эпклюза» подпадает под договоренности образца 2014 года, когда «Гилеад» лицензировала индийским компаниям выпуск и/или маркетинг противогепатитных препаратов по резко сниженным ценам, разрешив распространять их в почти сотне стран. Хотя некоторые государства, включая Россию и Китай, такой возможностью обделены до сих пор.
В июле бангладешская «Бикен фармасьтикалс» (Beacon Pharmaceuticals) сделала первую в мире генерическую копию «Эпклюза» — по цене в одну десятую от брендовой. Между тем дженерик, названный «Софосвел» (Sofosvel), нельзя реализовывать в развивающихся странах, так как компания не включена в список лицензиатов.
«Эпклюза» стал первым в мире препаратом для лечения любого из шести генотипов вируса гепатита C — полностью выздоравливают 95% пациентов. На Западе лекарство обойдется в 74760 долларов за 12-недельный курс — «Совальди» и «Гарвони» требуют 84000 и 94500 долларов соответственно.
Ключевые преимущества «Эпклюза» ясны. Во-первых, он работает даже в случае генотипов 2 и 3, прежде требовавших сложной и дорогостоящей терапии. Во-вторых, отныне не требуется проводить зачастую проблематичное тестирование для выявления, каким генотипом вирусного гепатита C заражен человек.
По оценкам отраслевых экспертов, «Эпклюза» в этому году продемонстрирует продажи на уровне 1,8 млрд долларов, тогда как в следующем доберется до отметки в 10,3 млрд долларов.