«Акейджин» (Achaogen) потратила 15 лет и свыше четверти миллиарда долларов, включая правительственные и гранты благотворительных организаций, чтобы разработать новые антибиотики для борьбы с резистентными «супербактериями», включая устойчивые к карбапенемам энтеробактерии. И это ей удалось: в июне 2018 года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) включило зеленый свет внутривенному «Земдри» (Zemdri, плазомицин) — аминогликозидному антибиотику, предназначенному для терапии осложненных инфекций мочевыводящих путей (cUTI), включая пиелонефрит, у пациентов 18 лет и старше.

С точки зрения общественного здравоохранения инициатива «Акейджин» достойна уважения. Но с позиций бизнеса её затея провальна. За первые шесть месяцев нахождения на рынке «Земдри» не заработал даже одного миллиона долларов. В апреле текущего года компания запустила процедуру защиты от банкротства. Ибо денег нет, хотя пиковый спрос на «Земдри» и прогнозировался на уровне 500 млн долларов.

В начале июня активы «Акейджин» ушли с молотка, причем за совсем скромную совокупную сумму 16 млн долларов. Так, индийская «Ципла» (Cipla) купила мировые права на «Земдри» и пакет из других наработок предприятия. Права на торговлю плазомицином в Китае отошли местной «Цилу антибайотик фармасьютикал» (QiLu Antibiotics Pharmaceutical). Ну а лабораторным оборудованием завладела частная инвестиционная Heritage Global Partners.

Банкротство Achaogen: показательная порка для всех антибиотиков
Лекарственный конвейер «Акейджин» (Achaogen).

Ожидается проведение аукционных торгов за C-Scape — экспериментальный пероральный антибиотик, предназначенный для терапии cUTI, вызванных мультирезистентными патогенами, такими как Escherichia coli и Klebsiella pneumoniae, продуцирующими бета-лактамазы расширенного спектра (ESBL). Прототипный препарат сочетает цефтибутен (ceftibuten), цефалоспорин третьего поколения, и клавуланат (clavulanate), бета-лактамазный ингибитор. Нужда в C-Scape более чем сильная, поскольку при таких инфекция резервной линией терапии остается лишь внутривенный карбапенем (carbapenem).

Банкротство «Акейджин» — не просто звоночек, но громкий удар в колокол, который продолжает разноситься по всей планете, оказавшейся перед лицом антибиотикорезистентности — общемировой проблемы, настолько же серьезной для человечества, как угрозы глобальных климатических изменений или Третьей мировой войны. Однако в настоящее время нет никакого просвета, который дал бы надежду, что с ней удастся справиться.

Фармотрасль непрестанно критикуется за отказ проводить исследования в области противомикробных лекарственных средств. Да, небольшие фармпредприятия что-то делают, но этого решительно недостаточно, ведь игроки «Большой фармы», располагающие фактически неограниченными ресурсами, не желают заниматься разработкой новых антибиотиков. И понять их можно.

Согласно отчету Центра Марголиса политики в области здравоохранения при Университете Дюка, в 2011–2015 гг. только пять из 16 брендовых антибиотиков, одобренных после 2000 года, вышли в Соединенных Штатах на уровень реализации более чем 100 млн долларов годовых.

Банкротство Achaogen: показательная порка для всех антибиотиков
Продажи антибиотиков весьма скромны в сравнении с реализацией тех же онкологических препаратов, которые без проблем выходят на полмиллиарда-миллиард долларов в год. Изображение: Duke-Margolis Center for Health Policy.

Причины столь скудного спроса прозрачны. Во-первых, новым антибактериальным препаратам, стоимость которых обычно не превышает 10 тыс. долларов за курс лечения, приходится соперничать с недорогими генерическими копиями существующих антибиотиков. Во-вторых, нет никаких гарантий стабильности доходов, поскольку инфекционные заболевания, на которые направлены антибиотики, хроническими не являются — их течение скоротечно. В-третьих, врачи стараются придерживать назначение новых антибиотиков, позиционируя их в качестве резервных, то есть когда все прочие не справились.

Для сравнения: противораковые препараты, годовой курс терапии которыми обходится зачастую в 100 тыс. долларов, почти всегда становятся бестселлерами, легко перешагивающими порог в 1 млрд долларов ежегодных продаж.

Затраты на разработку принципиально новых антибиотиков слишком высоки, и вряд ли получится их компенсировать в краткосрочном периоде. Вот почему гранды фармотрасли поголовно выходят из этого бизнеса. Так, например, в прошлогоднем июле «Санофи» (Sanofi) отдала инфекционное направление под управление немецкой «Эвотек» (Evotec). Тогда же «Новартис» (Novartis) свернула антибактериальные и антивирусные программы: три экспериментальных антибиотика отошли под крыло стартапа «Бостон фармасьютикалс» (Boston Pharmaceuticals). Ранее антибиотики канули в Лету для «АстраЗенека» (AstraZeneca), «Рош» (Roche), «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb), «Илай Лилли» (Eli Lilly), «Аллерган» (Allergan).

Из «Большой фармы», пожалуй, только «Мерк и Ко» (Merck & Co.) продолжает педалировать тему антибиотиков. Давеча комбинированный антибиотик «Зербакса» (Zerbaxa, цефтолозан + тазобактам), дебютировавший в декабре 2014 года для терапии осложненных интраабдоминальных инфекций [cIAI] и cUTI, расширил спектр показаний, подключив лечение внутрибольничной бактериальной пневмонии (HABP) и вентилятор-ассоциированной бактериальной пневмонии (VABP). Вскоре будет получено регуляторное одобрение на антибактериальное сочетание из релебактама (relebactam), имипенема (imipenem) и циластатина (cilastatin), ориентированного против cIAI и cUTI. Усилия «Мерк и Ко», впрочем, объясняются обширной экспертизой, полученной после приобретения «Кьюбист фармасьютикалс» (Cubist Pharmaceuticals) за 9,5 млрд долларов в декабре 2014 года.

Но и в самой науке не всё так просто: фармкомпании сталкиваются с изрядными затруднениями в поисках новых лекарственных классов и механизмов действия, направленных на преодоление мультилекарственной резистентности.

По данным ВОЗ на дату июля 2018 года, на стадии клинических испытаний находились 48 антибиотиков (включая комбинации) и 10 антибактериальных биологических препаратов (моноклональные антитела, поликлональные антитела, эндолизин бактериофагов), направленных против представляющих наивысшую угрозу патогенов либо же Mycobacterium tuberculosis или Clostridium difficile. Из них 38 — 30 антибиотиков (и их комбинаций) и 8 биопрепаратов — относились к лекарственным соединениям с новой химической структурой. Из этих антибиотиков только 5 являлись инновационными, то есть удовлетворяющими хотя бы одному из четырех критериев: новый химический класс, новая мишень, новый механизм действия, отсутствие перекрестной резистентности к существующим антибиотикам. При этом инновационность биологических препаратов точно не определена: непонятно, могут ли они служить реальной альтернативой классическим антибиотикам, да и их конечная стоимость окажется весьма высокой.

Общественные и профессиональные инициативные группы предлагают тому же правительству США воплотить в жизнь программы для стимулирования научно-исследовательских работ в целях разработки новых антибиотиков. Среди возможных мероприятий, которые бы поощряли каждую фармкомпанию, выводящую на рынок антибиотик против какой-либо инфекции, представляющей серьезную угрозу для общественного здравоохранения: денежная компенсация в размере 1 млрд долларов, выплачиваемых в течении пяти лет, и выдача особого ваучера, гарантирующего продление рыночной эксклюзивности для коммерциализированных препаратов, не относящихся к антибиотикам.

Тем временем Великобритания уже приступила к реализации соответствующих стимулирующих мероприятий для равно как ввода в строй новых антибиотиков, так и сдерживания бесконтрольного назначения антибактериальных препаратов.

Важная информация

Mosmedpreparaty.ru — энциклопедический веб-ресурс о мире лекарств, специализированная научно-исследовательская и справочно-информационная аналитическая служба группы компаний «Мосмедпрепараты», таргетированная на ключевые события глобальной отрасли фармации, биотехнологий, медицины и здравоохранения.

  • Ничто на Mosmedpreparaty.ru не является рекламой или продвижением лекарственных препаратов, методов лечения, медицинских услуг.
  • Сведения и публикации Mosmedpreparaty.ru носят исключительно научно-просветительский и ознакомительный характер.
  • Медицинская информация, транслируемая Mosmedpreparaty.ru, предназначена только для специалистов в области здравоохранения и сфере обращения лекарственных средств.
  • Медицинская информация, содержащаяся на Mosmedpreparaty.ru, не предназначена для использования в качестве замены консультации со специалистом в области здравоохранения.
  • Ничто на Mosmedpreparaty.ru не должно истолковываться как предоставление медицинского совета или рекомендации и не может служить основанием для принятия каких-либо решений или осуществления каких-либо действий без участия специалиста в области здравоохранения.

Присутствие на веб-ресурсе Mosmedpreparaty.ru и ознакомление с его содержимым означает, что вы прочитали «Пользовательское соглашение» и приняли его условия.

Юлия Стрельцова

Научный эксперт R&A-офиса Mosmedpreparaty.ru.
Дополнительная информация о Юлии и ее контактные данные доступны в разделе «Научно-исследовательский офис».

Leave a comment

Расскажите нам, что вы думаете о написанном. Не исключено, у вас есть комментарии, дополнения или даже замечания. Mosmedpreparaty.ru приветствует читательские отклики и критику.

Перед тем, как что-либо спрашивать, рекомендуем ознакомиться с информацией в разделе «Вопросы и ответы», в котором мы отвечаем на частые вопросы, в том числе касающиеся лекарств и лечения. Пожалуйста, цените свое и наше время.

Ваш адрес email не будет опубликован.